Дворцово-парковые ансамбли Подмосковья особенно привлекательны, когда они украшены золотыми осенними листьями. Субботний день для группы швей родниковского колледжа выдался на редкость удачным: теплым и солнечным после ночного урагана со шквалистым ветром и стеной дождя.
На удобном микроавтобусе группа прибыла в музей-заповедник «Царицыно», основанный в 1984 году. Жемчужиной данного музея-заповедника является дворцово-парковый ансамбль «Царицыно», заложенный по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году.
Он расположен на юге Москвы между двух станций метро с названиями «Орехово» и «Царицыно». Войдя в парк, девушки и юноши были очарованы красотой дворцовых построек, открывшихся взгляду при выходе из старой липовой аллеи к центральному Большому дворцу. Похоже, что этим липам более сотни лет, а высота их превышает пятиэтажные дома. Купив входные билеты, группа направилась на встречу с историей ушедших времен в залы Хлебного дома и Большого дворца. А история эта оказалась необыкновенно романтичной и драматичной…
Царицынский дворцово-парковый ансамбль расположен на площади более 100 га необыкновенно красивого природного ландшафта, ограниченного с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада – царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей. 20 лет в XVIII веке работали над созданием дворцово-паркового ансамбля два одаренных архитектора — Василий Баженов и Матвей Казаков. Из исторических документов известно, что эти красивые места сначала принадлежали сестре Бориса Годунова – Ирине Годуновой, но все строения были уничтожены полностью в Смутное время из-за ненависти бояр и населения к царю Борису. Остался только каскад прудов. В 1633 году боярин Стрешнев выкупает царское владение и называет его Черная Грязь, а в 1684 году продает имение сыну князя Голицына — Василию Голицыну – любимчику царевны Софьи. Петр I конфискует у Голицыных все имущество и жалует местность со всеми деревнями своему союзнику в борьбе против Турции молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. Дмитрий проявил себя прекрасным знатоком в строительстве и парковом дизайне. С построенных при нем храма, просторного дворца и галереи открывались прекрасные виды на парк и пруды. Парк имел правильную планировку, включал в себя огромные фруктовые сады, березовые рощи, оранжереи и отличался рациональностью и красотой.
Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из соседнего Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедления выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира, отдав за усадьбу 25000 рублей для строительства новой подмосковной царской резиденции. Здесь был почти сразу построен небольшой деревянный дворец из шести комнат и несколько парковых строений. Фаворит царицы, князь Потемкин, уговорил ее провести в Царицыне (так он предложил назвать новую царскую резиденцию) лето 1775 года и порадовал Екатерину II подготовленными на природе развлечениями, праздниками, а вечером на прудах запускали грандиозные фейерверки. Екатерина II была очень довольна. Она сразу дала задание лучшему архитектору того времени Василию Баженову начертить и построить в Царицыне новый фантазийный ансамбль зданий в мавританском и готическом стилях, вписывающихся в пейзаж местности. Чертежи молодого архитектора были уникальны и сразу утверждены царицей. Баженов умело внес в бело-красные кирпичные элементы строений московское барокко, воздушную готику, легкий классицизм. Шатровые перекрытия сводчатых потолков, уникальные конструкции окон были великолепны и открывали вид на самые красивые места царской усадьбы. Все здания были разных геометрических форм и смотрелись сверху как бусинки, нанизанные на одну нить в строгой последовательности.
Ни одно здание не повторяло другое, но дополняло общий стиль каждого уголка резиденции. Хлебный дом (кухонный корпус), Большой дворец, Малый дворец, три кавалерских корпуса, храм, Оперный дом, Виноградные ворота открывались глазам присутствующих сразу при въезде с двух великолепных мостов через глубокие овраги. Большой мост и Фигурный мост признаны шедеврами русского зодчества. Все дорожки, беседки, скульптуры, гроты, башни, искусственные острова на прудах были соединены в единый дворцово-парковый ансамбль.
Более четырех часов молодые родниковцы наслаждались красотами Царицына, любовались золотым залом Большого дворца, выставками художников братьев Гроос, рисовавших картины и портреты для резиденций Екатерины II, серебряной и хрустальной коллекциями, арками и мостами, похожими на средневековые замки с богатой отделкой, вензелями и масонскими знаками, великолепным музыкальным и световым фонтаном в восемь ярусов, изящными мостиками и львами, отражающимися в воде, лебедями и греческими руинами. Время пролетело, как одна минута. А парк в это время был наполнен многочисленными свадебными парами, которые снимали фотосессии, стремясь запечатлеть торжественный миг на фоне прекрасных пейзажей. Родниковцы были поражены большим количеством иностранцев, гуляющих в парке. Мир любви, гармонии, красоты окружал их все эти часы прогулки по солнечному осеннему Царицыну. И это всего за сто рублей, такова стоимость полного посещения дворцово-паркового ансамбля!
Это просто чудо, что дворцово–парковый ансамбль Царицыно отреставрирован в новом столетии и представляет сегодня отличную зону отдыха среди высоток Москвы. Ведь за 10 лет строительства Екатерина II потеряла интерес к Царицыну, так как строила новое имение Пелла рядом со столицей у моря. И в июне 1785 года отдала распоряжение переделать большой дворец и уничтожить часть построек. Для архитектора Баженова это был удар в сердце – ведь при строительстве денег постоянно не хватало, он потратил все свое состояние на реализацию любимого проекта и взял кредитов на свое имя на сумму 15000 рублей. Все здания были оснащены изразцовыми печами, оштукатурены, расписаны, украшены бронзой и зеркалами, а полы выложены плиткой. Ученик Баженова — Матвей Казаков перестроил Большой дворец в стиле классицизма и снес часть уникальных построек. Но ему тоже не хватало средств, так как началась новая война с Турцией (1786-1792 г.г.). В 1791 году умирает князь Потемкин (двигатель проекта), а в 1796 – царица.
Недостроенная резиденция Царицыно при Павле I быстро пришла в упадок, засох сад. При Александре I парк был открыт для гуляний, отремонтированы павильоны, беседки, оранжереи (1820 г.), Николай I ничего не сделал для Царицыне, а Александр II вообще передал императорскую собственность в Департамент уделов. Царицыно стало дачным местом, и рядом возник дачный поселок Новое Царицыно (1870 г.). Здесь гостили у друзей и родственников Ф. Достоевский, И. Тютчев, Н. Плещеев, А. Чехов, М. Балакирев, П. Чайковский. В 1880 году кровля Большого дворца упала, затем она и каркасы готических башенок были разобраны. Дворцовые постройки стали бесхозными. В годы советской власти в зданиях имения Царицыно располагались Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, исполком, музей, сельский клуб, кинотеатр, коммуналки, а в храме – трансформаторная подстанция (1939 г.). Правда, в 1927 г. очистили пруды, отреставрировали Фигурные ворота и павильоны.
В 1960 году Царицыно стало частью Москвы, а в 1993 г. ему было присвоено имя – Государственный музей-заповедник «Царицыно». Реконструировали Царицыно с 2005 по 2007 г.г. Потомки никогда не увидят великолепие зданий Большого Кавалерского дворца, Управительского дома, Камер-юнфарского павильона, Крестообразного и Шестигранного павильонов, разрушенных по приказу Екатерины II. Остались лишь фундаменты, как напоминание о трудах великого зодчего Василия Баженова.
Наши дети мало и слабо знают историю своей родины — России. Каждая поездка в исторические места — это бесценный материал, который собирает разрозненные факты столетий воедино и формирует мировоззрение подрастающего поколения.
Когда дети и подростки проводят время с пользой для ума, они начинают самостоятельно мыслить и совершенно по-иному видеть окружающую их действительность.
Л.Котова