Мошенничество — одна из самых распространенных на сегодняшний день форм преступлений. Как правило, жертвами мошенников становятся пенсионеры и дети. Также в «группе риска» люди, злоупотребляющие спиртным или состоящие на учете в психоневрологических диспансерах.
Сегодня мы расскажем о том, как в погоне за легкой наживой преступники обманывают наших мам и бабушек. Статья особо рекомендуется для прочтения людям старшего поколения!
Новые виды мошенничества с использованием сотовой связи появляются довольно часто. Но и давно существующие схемы обмана до сих пор действуют на удивление успешно:
- «Ваш внук сбил человека, чтобы он не сел в тюрьму, нужны деньги…» Этот сценарий телефонного мошенничества продолжает бить рекорды популярности, несмотря на все предупреждения в СМИ. Меняется только способ осуществления задуманного. Раньше преступники просто звонили «наобум» — авось, кто-то поверит. Теперь они нередко подходят к преступлению более обстоятельно и поначалу выясняют подробности о семье предполагаемой жертвы. Звонят, как правило, днем, в будние дни, когда неработающий человек находится дома один.Граждане не задумываются, что совершают уголовно наказуемое преступление, теоретически покрывая своего родственника, совершившего ДТП со смертельным исходом. Обидно, и то, что они не сомневаются в коррупционности полиции, сразу верят в какого-то мифического человека в органах, который откупит их родственника.
- Способ телефонного обмана, когда жертва аферы пытается дозвониться на платный номер телефона, по праву считается самой старой и проверенной схемой. Наиболее простое – человеку звонят с незнакомого номера, но звонок резко обрывается или сбрасывается после дозвона. При попытке перезвонить абонент либо получает в ответ длинные гудки, либо «общается» с включенным автоответчиком. И в том, и в другом случае звонок платный, и деньги со счета любопытного владельца мобильника переходят на счета мошенника.
- Самые примитивные телефонные мошенничества банковскими картами или счетами рассчитаны на страх человека лишиться денежных накоплений и начинаются примерно одинаково: на телефон приходит СМС от «банка» или мошенники звонят, представляясь его сотрудниками. Информация может быть самой неприятной, например о том, что заблокирована банковская карта или имеется задолженность по кредиту. В лучшем случае для разъяснения ситуации владельцу телефона предлагают позвонить оператору «банка». Те, кто после этого перезванивают, попадают на платный номер и теряют большую сумму со счета мобильника. Гораздо худшие последствия наступают, если по просьбе «банка» владелец телефона сообщает мошенникам номер карты и её пин-код, пароль от «Личного кабинета» интернет-версии банка, персональные данные и прочую информацию, которую следовало бы держать в секрете. В такой ситуации деньги с банковского счета обманутого абонента действительно бесследно исчезают.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой мошенников?
- Получая тревожные звонки или сообщения, главное – постараться успокоиться и не принимать решений сразу.
- Если вам звонят с требованием дать взятку сотруднику полиции, чтобы вызволить «внука» или «сына» — перезвоните сначала тому, кто якобы об этом просит.
- Если вы покупаете что-то по объявлению в Интернете, не отправляйте предоплату, не получив гарантий, что вы получите товар. А лучше передавайте деньги при личной встрече.
- Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщать никому своих персональных данных или конфиденциальной информации: пин-код банковской карты, номер счета, логин и пароль от страниц в социальных сетях, на интернет-сайтах и прочее.
- Не спешите переводить или отдавать деньги.
Врио заместителя начальника полиции (по ООП)
МО МВД России «Родниковский»
подполковник полиции Н.В. Королев