В Золотом кольце России город Владимир является одной из драгоценных жемчужин исторического ожерелья времени. Золотое кольцо России – это великие древнерусские города, старинные торговые, культурные, религиозные и оборонительные центры, возникшие в IX-XII веках и сохранившиеся до наших дней.
Исключительно красивое место на высоком левом берегу реки Клязьмы было выбрано князем Владимиром Мономахом для строительства города.
Выбор был не случаен. С любой дороги при подъезде к городу сияющие на солнце золотые купола храмов видны издалека. Самое первое упоминание о граде содержится в документах, датируемых 990 годом. Есть и другая дата — 1108 год. В Новгородской первой летописи этого года записано: «Сын Володимеров Мономах, правнук великого князя Владимира. Сии поставил град Володимерь Залешьскый в Суждальской земле и осыпа его спом, и созда первую церковь святаго Спаса за 50 лет до Богородичина ставления». Исторически понятно, что суздальские бояре не желали возвышения города Владимира. Чуть позже были найдены новые летописные источники – Супральская, Густынская, Львовская, Ермолинская, Никоновская и Холмогорской летописи и Степенная книга указывали, что «Владимир-на-Клязьме князь Владимир Святославич основал в 990 году». Эта дата была поддержана администрацией города Владимира.
Главной достопримечательностью во Владимире является Успенский собор — выдающийся памятник русского белокаменного зодчества Руси до монгольского нашествия. Это Кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви, в котором сохранились подлинные росписи Андрея Рублева. Собор построен при князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Высота собора (32,3 м) превосходит соборы Киева и Новгорода.
После пожара в 1185 году князь Всеволод III расширил собор. В нишах стен галерей собора захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома и епископы. В северной галерее захоронены строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III. Обновление собора провела Екатерина II после его посещения в 1767 году. На протяжении XVIII—XIX веков внешний облик собора не раз менялся. В 1810 году появилась четырёхъярусная колокольня, а в 1862 году между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца. В XX веке с в конце 1970-х — начале 1980-х в соборе была проведена полная реставрация. Сегодня в храме постоянно идут богослужения, а в остальное время он открыт как музей.
Святынями Успенского собора считаются особо почитаемые образы Божией Матери: Владимирская, Боголюбская и Максимовская, нетленные мощи великих князей Андрея Боголюбского и Глеба, великого князя Георгия, частицы мощей св. равноапостольного князя Владимира и великого Владимирского князя Александра Невского, икона св. Авраамия Болгарского с частицей мощей. Образ Владимирской Божией Матери, по преданию, был написан евангелистом Лукой. В 1480 году Владимирская икона Божией Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный Андреем Рублевым.
Ежегодно сюда привозят православные святыни и реликвии со всего христианского мира. Миллионы верующих, туристов и гостей города стремятся посетить уникальный Успенский собор. Вот и 27 октября (кстати, в день памяти родниковского священника Петра Лебедева) очередь в храм в 7 утра была уже от памятника 850-летия города Владимира (установлен в 1958 г.) на Соборной площади. Паломники из Луха, Заволжска, Тимирязева, Вичуги, Родников приехали поклониться главной иконе Успенского собора — Владимирской Божией Матери и привезенному ковчегу с частицей мощей святителя Луки Крымского, исповедника и архиепископа Симферопольского. Православные верят, что молитва к этому святому способна укрепить в вере и исцелить болезни. Мощи святителя Луки Крымского с 1 октября по 27 ноября по благословению патриарха посетят 17 российских городов от Владивостока до Архангельска. Наши паломники приехали рано и первыми вошли в храм, припали к иконам, мощам и получили в дар икону св. Луки.
Кто же он, святитель Лука Крымский, исповедник и архиепископ Симферопольский?
В книге «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» издательства Сретенского монастыря рассказана удивительная история жизни святителя Луки (в миру — Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), родившегося в 1877 году в городе Керчь в дворянской семье польского происхождения. «С детства он увлекался живописью и хотел поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Но решил по призыву Христа служить людям Божиим. Он поступил на медицинский факультет Киевского университета, а талант художника помог ему в анатомических исследованиях. Блестящий врач начал карьеру накануне русско-японской войны в Чите, женился на сестре милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он работал хирургом в больницах города Ардатова Симбирской губернии, в Верхнем Любаже Курской губернии, в селе Романовка Саратовской области и главным врачом больницы в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования. В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы. Там его супруга скончалась от туберкулеза и заботу о детях взяла на себя операционная сестра, а доктор Валентин продолжал свою деятельность в больнице и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии. Однажды, слушая его, епископ Иннокентий сказал: «Доктор, Вам надо быть священником». Валентин принял предложение и был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея. Теперь он трудился как врач, как профессор и как священник.
В 1923 году управление епархией было возложено на отца Валентина. Епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский) постриг Валентина в монахи с именем Лука и отправил в городок около Самарканда. Здесь прошло в тайне рукоположение (хиротония) — посвящение, наделяющее человека Святыми Дарами и правом совершать таинства и обряды. После возвращения в Ташкент Валентин был арестован, обвинен в шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край. Путь в ссылку прошел в ужасных условиях. Врач в дороге провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти людей. И в ссылке он благословлял больных и молился перед операциями. Когда ГПУ попыталось запретить ему это, то получило твердый отказ. Тогда святителя Луку отправили в санях на берег Северного океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях. В 1926 году был освобожден и вернулся в Ташкент.
В 1930 году владыку Луку обвинили в пособничестве убийству профессора Михайловского. Его подвергли непрерывным допросам и осудили на новую трехлетнюю ссылку в больницах Котласа и Архангельска с 1931 по 1933 год. У владыки обнаружили опухоль и отправили на операцию в Ленинград. Там он пережил потрясающее духовное откровение. Ему предложили кафедру в Москве при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил отказом и вернулся в Ташкент. В 1934 году его труд «Очерки гнойной хирургии» стал классикой медицинской литературы.
В 1937 году полуслепой священник был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. После пыток святитель Лука признает свое участие в несуществующем антисоветском заговоре, и в 1940 году его в третий раз отправляют в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край. В годы войны (1941-1945) святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя и ответственным за все военные госпитали края, а митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане св. Лука принял участие в Соборе 1943 года и стал членом постоянного Синода. В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке, а за патриотизм удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.». Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений. В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но проводил бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам своими советами. По его молитвам стали происходить чудесные исцеления. В 1956 году он полностью ослеп, по памяти служил Божественную литургию, проповедовал и руководил епархией, противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.
Епископ Лука мирно упокоился 29.05.1961г. Могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления». Низкий поклон такому поистине народному священнослужителю!
Из Владимира паломники направились в Муром. Первым на пути был Свято-Троицкий женский монастырь. Он был основан в середине XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Цветновым на месте «старого городища». Кованые золочёные кресты и изразцы с разнообразными орнаментами придают и сегодня Троицкому собору особое изящество, неповторимое своеобразие и легкость. Этот стиль носит особое название – русское узорочье. Собор с трудом пережил мучительное время гонений с закрытием его в 1923г. и был вновь открыт 15.05.1991 года. Его святыни – Виленский крест-мощевик и мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Православные верующие и молодые пары идут сюда к мощам святых благоверных Петра и Февронии, которые прославились своим благочестием, милосердием, помощью бездетным семьям, восстановлению мира и отношений в браке. У памятника покровителям семьи и брака перед монастырем все желающие загадали свои желания, потерли медно-золотые лапки, носик и ушки зайца у ног Петра и Февронии. День выдался на удачу. Небо раскрылось в голубом просторе, а золотая листва берез дополняла блеск и красоту куполов соборов Мурома.
Благовещенский мужской монастырь встретил паломников тишиной и приятным сумраком после яркого солнца. Его основателем является царь Иван Грозный (1553 г.), посетивший храм во время похода на Казань в 1552 г. Возник монастырь на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной князем Константином, младшим сыном черниговского князя Святослава Ярославича, внуком великого киевского князя Ярослава Мудрого. Святыни храма – Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Византии, св. мощи князя Константина, княгини Ирины и их детей Михаила и Феодора (XI-XIIв.в.). В 1616 г. монастырь был разрушен и разграблен поляками. В 1792 г. обитель пережила пожар. Во время войны 1812 года в монастыре хранились иконы Иверской и Владимирской Богоматери. Закрыли монастырь в 1919 году, но монахи вели службы в соборе. Открыли собор в 1991 году.
Свято-Воскресенский женский монастырь на северной окраине города Мурома раскрылся неожиданно на высоком берегу Оки во всей своей красе. Сколько трудов, времени и средств потребовалось обители, чтобы возродить эти утонченные архитектурные формы в первозданном виде.
О времени основания монастыря не сохранилось сведений. Известны только годы постройки храмов: Воскресенский собор (1658 г.) и Введенская церковь (1659 г.), но есть подтверждения, что монастырь в XVII веке уже существовал, был не бедным и очень обустроенным. Храмы монастыря просто сразили красотой и количеством своих святынь. Это особо чтимые Феодоровская икона Божией Матери, частица мощей святителя Николая Чудотворца, тапочка с ножки святителя Спиридона Тримифунтского; частицы Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, Камня помазания, Пояса Пресвятой Богородицы; частицы мощей св. равноап. Константина и Елены, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Варлаама Суздальского, свт. Иоанна Суздальского, свт. Луки Крымского, блгв. князя А.Невского, блгв. князя А.Боголюбского, прп. Ильи Муромца, прп. Нестора летописца Печерского, прп. Серафима Саровского и многих-многих других, а также чтимые иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», Богородицы «Знамение-Корчемная», икона с частицей мощей свт. Митрофана Воронежского, икона прп. Сергия Радонежского с клеймами и частица гроба св. праведной Иулиании Лазаревской. Подвиг ее жизни — подвиг любви.
В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Самые верные остались и собирали для бывшей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб для себя, детей и слуг, помогала нищим. Скончалась праведная 10.01.1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра. Вот такие сокровища хранят наши монастыри.
Последним в многоплановой поездке был Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Мурома. Это древнейшая обитель Святой православной Руси. Старше его только Киево-Печерская лавра.
С высоты холма на высоком берегу Оки он словно плывет в синеве небес над рекой среди просторных осенних далей. Два резных по камню храма, ризница, братский корпус, часовни – все идеально ухожено. Слухи о чудесных знамениях и исцелениях, происходящих в стенах обители, привлекают сюда много народа. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Икона привезена в монастырь со святой горы Афон в 1878 году. О ее чудесах складывают легенды. Именно она является одной из самых любимых и почитаемых икон в Муроме за свое скорое исполнение просьб страждущих, вспоможение в делах, освобождение от бед, исцеление. Восхищаясь красотой храмов, наслаждаясь красивым церковным пением, огромным потоком информации об истории Русской Православной Церкви, даже не замечаешь, как быстро летит время, и пора возвращаться домой. Лица паломников все умиротворенные, радостные от того, что смогли приложиться к святыням земли русской, поставить свечи, подать требы, купить необходимую литературу и зарядиться благостью той атмосферы, которую можно получить только в храмах. В вере человек черпает свою силу, получает надежду, духовное и физическое исцеление и особое чувство любви к своей стране и своей истории.
Л. Котова