Приближается празднование Нового года, а за ним, как всем известно, идёт ещё один, отмечаемый не всеми, но всё же значительный по своей распространённости, праздник Рождества Христова. Отмечается он 7 января. Хотя, включив телевизор, каждый из нас узнаёт, что, например, в Европе Рождество отметят уже 25 декабря, то есть ещё до Нового года.
Почему же так сложилось, что в России этот праздник «переместился» в календаре на целых две недели позже его зарубежного аналога? Может быть, мы что-то празднуем не так, неправильно? Или существуют «два Рождества»?
* * * * *
В истории христианской церкви первые сообщения о появлении праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века нашей эры. По одной из версий, это было вызвано стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, отмечаемый как раз 25 декабря.
На территории так называемой Киевской Руси праздник Рождества стал официальным торжеством после крещения местных жителей князем Владимиром в конце X века. Отмечался он тогда 25 декабря, а после него шёл Васильев день (1 января), хотя Новый год в те времена праздновался гораздо позже — 1 марта.
Потом Новогодний праздник на Руси «переехал» на 1 сентября (1492 год), а затем 20 декабря 1699 года Пётр I издал указ «О праздновании Нового года», который предписывал производить исчисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а новолетие начинать с 1 января, как во многих европейских странах.
Теперь всё наконец-то «встало» на свои места, и закономерно, что после празднования Рождества сначала наступали Святки (прославление Христа), в ходе которых отмечался Новый год, а затем, после Крещенья, следовал христианский пост.
С XIX века непременным атрибутом Рождества, как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с начала XX века подарки под неё стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз.
* * * * *
100 лет назад в советской России был осуществлён переход с древнего юлианского на григорианский календарь, по которому тогда жило большинство стран мира. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западно-европейского календаря», подписанному В.И. Лениным 26 января (по старому стилю) 1918 года, после 31 января этого года сразу следовало 14 февраля (переход на так называемый новый стиль).
В декрете, в частности, говорилось:
«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:
1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.
2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней».
* * * * *
На этом месте нужно остановиться особо. Если бы в момент перехода РСФСР со старого юлианского на новый, григорианский, календарь ничего не произошло, то мы бы сейчас отмечали Рождество Христово так же, как и до революции — то есть 25 декабря. И всё бы было логично и закономерно.
Однако — произошло. Русская православная церковь категорически отказалась переходить на новый, «большевистский» календарь. По официальной версии, из-за «канонических противоречий» с западным христианством, а фактически – просто назло новой власти.
Всё это объяснялось вполне материальными причинами: буквально за шесть дней до «календарной реформы» — 20 января (по старому стилю) 1918 года В.И. Ленин и все наркомы СНК подписали ещё один декрет — «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Главными пунктами этого декрета были следующие:
«10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ».
* * * * *
Возвращаясь собственно к празднику Рождества, важно понять, что из-за вышеописанных событий оно «переместилось» с 25 декабря на 7 января.
В результате получилась странная ситуация, когда Рождество в России празднуют на две недели позже большинства христианских стран мира, а Новый год отмечается во время поста (во время которого ни пить спиртное, ни объедаться, по церковным канонам, категорически нельзя).
* * * * *
И ещё немного о советской истории рождественского праздника.
После революции все религиозные праздники, включая Рождество, постепенно теряли своё общественное значение. Однако, до 1929 года они ещё были помечены в календарях либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Причём рождественские дни в календарях 1919-1923 годов были отмечены 7 и 8 января, а 1924-1929 г.г. — 25 и 26 декабря.
С 1929 года в СССР было запрещено отмечать все религиозные праздники, в том числе и Рождество. В постановлении СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», было сказано: «В день Нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
Однако в 1935 году рождественские традиции были вновь возвращены, но уже как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» стала «новогодней». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью Новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в Колонном зале Дома Союзов в Москве была установлена «главная ёлка страны», а в качестве спутницы и «внучки» Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества.
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее этот праздник нерабочим днём. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул».
* * * * *
Подведём итоги.
Праздников Рождества Христова в настоящее время — не два, а один, просто они отмечаются в разное время: в России (а также в Грузии, Сербии и ещё в нескольких «поместных церквях») эта дата приходится на 7 января, во всём остальном христианском мире — на 25 декабря.
И последнее: правильно ли мы всё-таки отмечаем Рождество?
Как сказать. С позиции канонов современной РПЦ — правильно, а с точки зрения здравого смысла — вряд ли…
М. Сметанин