Наш Родниковский район не входит в число городов ни Малого, ни Большого Золотого кольца России, но его просторы чаруют взгляды многих своей красотой, нетронутостью первозданной природы, тишиной рассветов и закатов, а еще вдохновляют историей, хранимой в памяти людей, населяющих город, деревни и села. И память эта — удивительный кладезь информации, который не позволит извратить многовековую историю родного края.
Давайте обратимся к истории поселений, расположенных на восточной окраине нашего района. Их осталось совсем немного. Самое крупное и древнее среди них — село Филисово, в котором официально проживает по переписи населения от 2010 года 538 человек. Расстояние до областного центра составляет 60 км, а до райцентра Родники — 13 км. Село очень древнее, но точная дата его основания неизвестна. Археологами лишь найдены следы селища XI-XIV веков.
Поселение красиво расположено на обоих берегах живописной реки Возополь. Река начинается у деревни Гари в 8 км к востоку от города Родники. Направление ее течения на юго-восток, а затем на восток. Русло сильно извилистое. Крупнейшие притоки — речки Потанина и Сеймна (левые). На реке стоит также большое количество деревень и сёл: Гари, Панино, Андреевское, Романово, Орехово, Макарово, Деменино, Алешково, Павлицево, Клешнино, Хмельничново, Буяново, Пестово. Река впадает в Лух около села Тимирязево Лухского района. Длина реки составляет 36 км, площадь водосборного бассейна 279 км. Старожилы считают, что река получила название по пути своего протекания возле полей. В музее села Филисова собрано немало ценных сведений по истории родного края.
Во многих документах отмечено, что селяне «издревле занимались здесь сельским хозяйством, кустарным промыслом и торговлей: в селе располагалось несколько крупных продовольственных и мануфактурных лавок, жили пекари — мастера по выпечке несравненных по качеству калачей, которые покупала и округа, и проезжий люд. В селе были построены трактир, три церкви, три чайные, волостное управление с должностью урядника. Каждый вторник работал базар, открывалась в срок осенняя ярмарка, на которую народ съезжался из многих волостей, гулял и шумел целую неделю. В то время Филисовская волость не была малочисленной. К концу XIX века село Филисово числилось крупным селом с 68 дворами, где проживало 235 душ мужского пола. Торговый оборот Богословской ярмарки (проходила 26 сентября), на которую привозились сукно и шерсть, рогатый скот, достигал 3235 рублей серебром. В 1867 году в Филисове было открыто училище — первое учебное заведение в селе. И сегодня люди хранят историю села, помнят, что одна из чайных находилась на месте современного ДК, другие — на месте памятника М.И. Калинину. Волостное управление располагалось напротив здания бывшей начальной школы. Одна из существовавших 3 церквей давно полностью разрушена, другая — Ильинская, находится в плачевном полуразрушенном состоянии, третья — Введенская, является действующей с момента основания, включая весь советский период истории.
В селе имеется сельская участковая больница на 20 коек, средняя образовательная школа с отделением детского сада, сельский дом культуры, библиотека. Население обеспечено необыкновенно чистой водой из артезианских скважин, а через реку Возополь построен железобетонный мост. К памятникам культурного наследия на Филисовской земле относятся Введенская церковь 1766 года застройки, кладбищенская церковь второй половины XIX в., полуразрушенный ансамбль бывшей усадьбы графа И.И. Воронцова — главный дом усадьбы постройки последней трети XVIII — начала XIX вв. и селище — славянское поселение XI-XIV веков.
Возраст села Филисово примерно равен возникновению села Парское. Это подтверждают и найденные археологами следы селища XI-XIV веков, и обломки глиняных сосудов с линейным и волнистым орнаментом, железные ножи, обломок неопределенного костяного предмета.
О жизни населения края в XII-XIII веках практически ничего неизвестно, хотя название соседнего с Филисово местечка — Батыево явно появилось во времена монголо-татарского ига. Сам монгольский хан Батый здесь не бывал. Однако, в этих местах не раз появлялись сборщики дани для хана — баскаки. Считают, что Батыево являлось стойбищем сборщиков податей. Посещать наши края они стали после взятия Владимира в феврале 1238 года. Тогда основная часть монгольского войска направилась к Ростову Великому и далее к Ярославлю.
Кроме того, малочисленные отряды ханского войска перед уходом в южные степи добывали у населения продовольствие и фураж. Не дойдя до Великого Новгорода, Батый развернул свое войско и через Козельск ушел в свои пределы. Больше этот хан в Северо -Восточную Русь не возвращался. По доносам баскаков в русские княжества приходили монгольские отряды. Владимир, Коломна, Рязань и многие другие русские города за неуплату дани и неподчинение Золотой Орде были разорены и горели несколько раз.
В конце XIV века наш край вошел в состав Московского княжества. Филисово и окрестные селения стали собственностью московского двора. Ивановский краевед и исследователь истории Лухского края предполагает, что во второй половине XVI века в Филисове существовал монастырь, история которого напрямую связана с царской фамилией. И вот что она гласит: 14 ноября 1581 года царь зашел в покои сына Ивана и застал беременную сноху в одном нижнем белье, что противоречило дворцовому этикету. Гневливый свекор набросился на несчастную женщину и стал ее избивать. Муж попытался заступиться, но получил от разъяренного отца удар посохом в висок. Через четыре дня (19 ноября 1581 года ) Иван Иванович от полученной раны скончался. Ходили слухи, что причиной царского гнева, приведшего к трагедии, стало не столько нарушение несчастной Еленой дворцового этикета, сколько отношение Ивана Грозного к ее родственникам, боярам Шереметевым.
После убийства своего сына Ивана царь приказал насильно постричь несчастную сноху и отправить на жительство в Троицкий или Никольский монастырь села Филисово. Об этом монастыре и о жизни в нем царствующей инокини, получившей имя Леониды, сохранились лишь отрывочные сведения. В обители было двадцать келий, в которых жили старцы и старицы. После смерти царевны монастырь прекратил свое существование. По крайней мере, к 1650 году его уже не было. О монастыре напоминали лишь названия церквей Николая Чудотворца и Введения Богородицы.
Возможно, что какое-то небольшое время владельцем села был князь Дмитрий Пожарский, который мог передать Филисово Троице-Сергиеву монастырю. Выпросил у монастыря село Филисово боярин Борис Иванович Морозов. Он выменял село на дары. Б.И. Морозов был воспитателем царя Алексея Михайловича и имел на него большое влияние. Это не нравилось другим вельможам, и они подстрекали народ выступить с требованием отстранить Морозова от дел. Под влиянием выступления царь сослал своего наставника в Белозерье.
Брат Бориса Морозова, Глеб Иванович, в политику не вмешивался и жил спокойно. Но когда он умер, мятежный дух проснулся во вдове Глеба Морозова. Звали ее Феодосьей Прокопьевной. Вот она — та самая боярыня Морозова, героиня картины Сурикова и заступница протопопа Аввакума, вождя раскола и яркого писателя Средневековой Руси. За преданность старой вере Феодосью Морозову вместе с ее сестрой уморили голодом в темнице в Боровске. При жизни мужа и деверя боярыня могла бывать как в Филисове, так и в соседнем селе Парском, которым владел их двоюродный брат — боярин Иван Васильевич Морозов.
В середине XVII века село вновь стало собственностью царя. В 1841-1875 г.г., благодаря стараниям археографической комиссии, были собраны и опубликованы в нескольких томах царские грамоты и другие исторические документы XII-XVII веков. В одной из царских грамот, датированной 30 июня 1669 года, говорится, что царь Алексей Михайлович разрешает приказчику села Дунилово Василию Ощерину взять на откуп в селе Филисово таможенную пошлину и кружечного (питейного) двора прибыль. Далее в этом документе записано: «верной голова и целовальники Петрушка Микифоров с товарищи, а по окладу велено им собрать против откупу 7175 года (1667 года от Рождества Христова) 266 рубля с денгою, и тому их нынешнего сбору срок доходит». Когда «охочие люди, которые похотят таможню и кружечный сбор в селе Филисове и в селе Семеновском впредь откупить, и они б для откупу ехали к Москве в Приказ Большого Дворца, тотчас, с нарочным ездоком, для подлинного ведома».
В конце XVII века село Филисово было передано в вотчину А.С. Волынскому — потомку героя Куликовской битвы Дмитрия Боброка-Волынского из рода Гедеминовичей.
Продолжение следует…
Л. Котова
Очень понравилось
ичие от Евдокии Сабуровой и Параскевы Соловой, сосланных в далекий суздальский монастырь, Елена Шереметьева находилась в московском монастыре в более почетных условиях, как вдовствующая «царица