Спорные даты постройки действующего Введенского храма подробно объясняют документы: в 1766 году в селе Филисово было выстроено новое здание Введенского летнего храма (к настоящему времени не сохранившегося).
Он располагался к югу от северной ограды (старая ограда разрушена). В храме этом было три престола: во славу Пресвятой Троицы, в честь святого апостола Иоанна Богослова и святителя Николая. Это не первое церковное здание в Филисове. В старинных документах указано, что уже в 1547 году здесь действовали Троицкий храм и храм Введения Богородицы.
В 1807 году Введенский храм был дополнен действующим сегодня зимним храмом Рождества Христова. Поэтому именно эту дату мы видим при входе на территорию храма. Почти вся история села Филисово тесно переплетается с известным местечком Батыево.
Здесь, в 1,5 километрах от Филисова, граф Иван Илларионович Воронцов построил себе усадьбу. Дом разместился на высоком плато в старинном парке. Усадьба построена параллельно руслу речки. Здание выстроено в стиле классицизма. Главный фасад с пилястровым портиком был ориентирован на запад в парк. К юго-востоку от дома к реке располагался одноэтажный служебный корпус и здание конюшни. Широкая липовая аллея с юга служила основным въездом в усадьбу. С западной стороны к усадьбе вела еще одна аллея — березовая. От дома, расположенного на достаточно высоком холме, далеко просматриваются окружающие пейзажи.
Выезжая по старой филисовской дороге из Родников за Игнатово, на просторе полей можно было сразу увидеть издалека это красивое строение. Почти квадратное здание в плане имеет три части. Центральная часть, в которой размещались парадные помещения, была украшена четырьмя пилястрами на высоте второго и третьего этажей. Пилястровый портик венчался антаблементом и треугольным фронтоном с арочным оконным фронтоном. Во все прошедшие времена усадьба была неизменным украшением местечка Батыево. Здесь почти не было частных строений. Многие жители из соседних деревень, переехавшие в город, жили рядом и знают это историческое место Родниковского района. Фамилии Стрелковых, Чесноковых, Задоровых, Сметаниных, Смирновых были на слуху. А сколько селян из Матвеихи, Дудкина, Колобродова, Назаркова, Орехова, Игнатова работали рядом на конном дворе, телятнике, ферме и в полях! Только в одной Слободке было около 40 дворов.
***
В 1919 году возобновляются записи в книге выдачи свидетельств учащимся, окончившим Филисовское училище. Интересно отметить, что из графы сведений об ученике исключается неукоснительно соблюдаемая до революции ссылка на вероисповедание. Следует подчеркнуть тот факт, что в дореволюционный период 100% учащихся Филисовского училища имели православное вероисповедание. Провозгласив себя атеистами, большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось прерогативой церкви. Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Следовательно, деятельность церковно-приходских школ с 1918 года прекращается.
С 1919 года светское обучение продолжилось для детей сначала с 3-х годичным, а затем и 4-х годичным курсом училища в деревянном здании на окраине села. Там же проводилась ликвидация неграмотности среди взрослого населения. С 1 ноября 1926 года начинается особый период развития системы образования села — батыевский, когда в местечке Батыево начала действовать организованная Советской властью школа крестьянской молодежи, расположившаяся в старинной барской усадьбе. Древние стены этой школы, помнившие князя Артемия Петровича Волынского, 60 лет давали путевку в жизнь своим ученикам. Сюда приходили учиться дети из всех окрестных деревень бывшей Филисовской волости, в том числе деревень Прислониха (ныне Вичугский район) и Мелечкино. Школа имела агрономический уклон: выделенные для нее земельные наделы обрабатывались учащимися под руководством педагогов.
С 1930-х годов школа становится 7-летней, с 1959 года — 8-летней, а с 1976 года получила статус средней с 10-летним сроком обучения. Из воспоминаний председателя Филисовского сельского Совета Сироткиной Альбины Сергеевны следует, что в старой Батыевской школе ученики пользовались перьевыми ручками и чернилами, до 1962 года сохранялось ламповое освещение и печное отопление.
В 1963 году начальная школа была присоединена к восьмилетней. Однако, старое, приспособленное здание перестало удовлетворять современным требованиям, и в Филисове была построена новая школа. 13 января 1986 года она радушно распахнула свои двери для нового поколения учеников. «Радостный день пришел в старинное русское село», — сказал на открытии школы 1-й секретарь РК КПСС С.А. Нестеров. В сентябре 2004 года в школе открыта дошкольная группа на 20 мест. В связи с ростом рождаемости в сентябре 2011 года на базе школы открывается вторая дошкольная группа. В настоящее время работают две дошкольные группы по 15 человек: первая группа – дети в возрасте от 1,5 до 3 лет, вторая группа – дети в возрасте от 3 до 6 лет.
***
Люди свято хранят память о своей родословной и не раз приезжают в поселения, где когда-то прошла жизнь их родных и близких им селян.
Вот что пишет на своем сайте о большой родне Андрей Петров из города Иваново: «Судя по сохранившимся документам, моя мама Алевтина Михайловна Петрова (Корнилова) родилась в селе Батыево Родниковского района Ивановской области…
Некоторое время назад я всё же решил поинтересоваться, что за село Батыево такое. Недолгие поиски в интернете показали, что такого села уже давно не существует, но сохранились развалины дворянской усадьбы, находившейся в этом селе. Именно здесь появилась на свет моя мама (и, скорее всего, моя бабушка), здесь жили мои прадед с прабабушкой. Мой прадед Виталий Обедиентов (отец моей бабушки) был священнослужителем в селе Сосновец, его знают и помнят.
Более того, на кладбище сохранилась его могила у часовни …правее алтаря. Вместе с ним здесь была похоронена одна из его четырёх дочерей — Зоя. А всего у Виталия Николаевича и Таисии Васильевны Обедиентовых было шестеро детей (Владимир, Анна — моя бабушка, Зоя, Вера, Николай и Глафира). Мне повезло пообщаться только с тремя из них (бабушка умерла в 1953 г. за 5 лет до моего рождения): тётей Граней, тётей Верой (прожившей дольше всех и умершей в 2006 г. в возрасте 100 лет) и дядей Вовой.
Постепенно созрело решение заехать туда и посмотреть на то, что сохранилось… Правда, доехать на машине не удалось из-за сильной размытости сельской дороги…Последний километр я прошёл пешком, и вот передо мной один из прудов, на запруженной речке Возополь! А вот и второй пруд! (прим. автора — У Батыева и Слободки протекает речка Галочка). При этом накрапывавший слегка дождик начал усиливаться, и я понял, что попасть в родной дом моей мамы — не судьба. Развернулся и пошёл под уже довольно сильным дождём обратно к машине и вдруг, о чудо! Справа, среди высоченных зарослей травы, появился контур того здания, которое я искал! Это был дворец графа И.И. Воронцова, построенный в конце 1760-х — начале 70-х г.г.
Ныне от построек почти ничего не осталось. Деревянные перекрытия частично рухнули. В 1919 г. при усадьбе Батыево был организован совхоз «Светоч». В усадебном доме в годы Гражданской войны размещался приют для бездомных детей и сирот, затем после ремонта в здании, пережившем ряд погромов, разместилась школа 1-ой ступени, а затем и Филисовская средняя школа, просуществовавшая до 13 января 1986 года, когда из-за ветхости дома-дворца школа перебралась в новое здание, построенное в селе Филисово.
В 20-е годы именно в этом здании работали учителями мои дедушка и бабушка, и именно в нём появилась на свет моя мама. Фотография из семейного архива подписана так: «1925 год. Батыевская Ш.К.М. (школа Крестьянской Молодежи)». Судя по всему, в верхнем ряду 3-я справа — моя бабушка Анна Витальевна. Очень скоро дедушка и бабушка переехали жить в родной для деда Плёс, где и прошли детство и ранняя юность моей мамы.
Поскольку бабушка умерла до моего появления на свет, именно т.Граня и т.Вера фактически заменили мне её, и я вспоминаю обеих с большой теплотой. Надо сказать, что Глафира Витальевна стала самой известной среди всех 6 братьев и сестёр. Она была выдающимся географом-геоморфологом, кандидатом географических наук, многие годы работала в Институте географии АН СССР и была крупнейшим специалистом в области формирования и развития речных долин Русской равнины. Именно она повлияла на выбор профессии моей мамой, закончившей географический факультет МГУ в 1949 г., и собственной дочери Татьяны. Географом стал и я, и мой сын Алексей, и обе внучки Глафиры Витальевны (и одновременно мои племянницы, так как дочь т. Грани вышла замуж за моего старшего брата Михаила и родила двоих дочерей). Вот так интересно поворачивается судьба!»
А вот еще один интересный факт! Рассказала мне об этом жительница нашего города Людмила Коробова. В позапрошлом веке деревней Колобродово (теперь осталось только урочище Колобродово на карте) Филисовской волости владела помещица Ненила Даниловна. Фамилию ее уже никто из родственников не помнит. Были у нее два сына и дочь Евдокия (1889-1947). Сыновья получили достойное образование, один из них стал военным офицером. Оба погибли в годы Гражданской войны. Дочь Евдокия вышла замуж. Муж Евдокии, Коробов Егор (Георгий) (1888-1928) работал в отряде продразверстки. Он умер от чахотки.
В то время туберкулез считался неизлечимой болезнью. Евдокия была очень хорошей хозяйкой, отменно готовила и содержала в порядке все свое хозяйство. Слух об этой справной и умелой женщине дошел до Родников. Она была приглашена в село Родники, в усадьбу Красильщиковых, где проработала поваром в семье Николая Михайловича и Елизаветы Алексеевны почти до революции. Ее познания в кулинарии были столь велики, что услугами Евдокии пользовались и другие дома Красильщиковых.
Перед своим последним отъездом Николай Михайлович пригласил Евдокию в свой кабинет и предложил ей поехать вместе с ними за границу. Евдокия не могла бросить детей, хозяйство и вежливо отказалась. За ее отменный кулинарный талант Красильщиковы заплатили Евдокии 100 рублей золотом. Эти сбережения Евдокия сдала в сберкассу, за что получила от Советов копейки, на которые было невозможно содержать семью. В браке с Г.Коробовым у Евдокии к 30 годам родилось 16 детей (в том числе было несколько двоен). В живых осталось 6 детей. Последней родилась девочка Нина (мать мужа Людмилы). Нина Георгиевна Коробова (1928-19960) унаследовала талант своей матери в области кулинарии и готовила очень вкусно. Ее фирменным блюдом была жареная картошка с хрустящей корочкой, а еще — тающий во рту вареный сахар на молоке и сливках. Нина Георгиевна работала продавцом в овощном магазине на улице Народной. Жила она с 2-мя детьми (сын -Владимир и дочь Любовь) сначала на ул. Народной, дом 9 в совмещенной квартире 56-ти квартирного дома, потом на ул. Советской, где сегодня живет со своей семьей её дочь Любовь Николаевна Филиппова (Коробова). Свой талант от именитой мамы Евдокии Нина Георгиевна передала также дочке Любови. Даже не имея специального образования, эти женщины из поколения в поколение передавали секреты своего мастерства.
История села Филисово и его окрестностей еще не дописана. Как правило, такие публикации вызывают массу откликов, дополнений и множество интересных историй.
Переплетение людских судеб, истории древних родов только доказывают, как глубоко уходят наши корни в прошлое и как глубоко мы связаны со своей родной землей, родным краем — любимой малой Родиной!
Продолжение следует…
Л. Котова
Автору спасибо!!! Слободка, моя Родина. Все что здесь написано прочитал с большим удовольствием.