День Победы 9 мая — это день всенародной гордости и всенародной памяти,
символ беззаветного мужества, стойкости, веры и терпения российского народа.
В канун этого великого праздника о своем героическом дедушке рассказ жительницы Родников М. Курзановой:
— Сегодня в преддверии Дня Великой Победы хотелось бы рассказать про нашего любимого дедушку — Папина Николая Флегонтовича, ветерана ВОВ.
Дедушка родился 15 августа 1927 года в д. Пархачево. До войны успел закончить пять классов. Школа находилась в соседней деревне, а в пятый класс пришлось ходить в город, за семь километров от дома.
— Дедушка, ты помнишь начало войны?
— Когда началась война, мне не было ещё и 14 лет. Помню, помню, 22 июня 1941 года пришёл в нашу деревню человек, который работал на текстильной фабрике в городе. Он объявил, что началась война. Радио в нашей деревне не было. Я плохо осознавал тогда смысл того, что произошло. Понимание этого события пришло позже. Пришлось прервать учёбу в школе, так как стало много поступать раненых. Размещать их было негде, поэтому помещали всех в школы. Все школы были заполнены ранеными, вот и пошёл работать на фабрику в Родники. Там направили в школу ФЗО. Учился на помощника мастера два месяца. Потом поставили сразу в цех к станкам.
Очень много людей с фабрики ушли на фронт, а фабрика выпускала тогда ткань для армии. Но так как мне ещё не было 16 лет, я работал по восемь часов в день. А когда исполнилось 16, стал работать по 12 часов, так же, как и все взрослые. Кроме основной работы приходилось брать сверхурочную нагрузку (разгружали уголь, хлопок, товар). Получали за это дополнительный талон на кашу. Бывало, так уставали, что после смены не успевали до дома дойти. Помню, возвращались с товарищем в деревню, устали, решили немного в стоге сена отдохнуть, да и уснули. Только слышим, уже фабричный гудок опять на работу зовёт. Гудок был громкий, слышно было за несколько километров. Вылезли из сена и опять на смену пошли.
— А когда тебя призвали на фронт?
— В августе 1944 года мне исполнилось 17 лет, а в октябре повестка из военкомата пришла. В военное время призывной возраст был с 17 лет. Я попал на флот в Ленинград, потом в Кронштадт. К тому времени блокада Ленинграда была снята. Учился на артиллериста, проходил курс молодого матроса. В апреле приписали меня на крейсер «Киров» в качестве старшего матроса. В составе Краснознаменного Балтийского флота участвовал в боях. В одном из выходов крейсер подорвался на мине и получил пробоину. Я, к счастью, не пострадал, воевать пришлось недолго, так как война уже заканчивалась.
— Ты хорошо помнишь День Победы 9 мая 1945 года?
— Этот день я хорошо запомнил. Замполит объявил об окончании войны. Было раннее утро, мы ещё спали, когда он прибежал в кубрик и закричал: «Подъём! Победа!!!» Он бегал и кричал со слезами на глазах. Радости было много, все обнимались, плакали. Радовались и в Ленинграде. Весь город был освещен фейерверками. Видно было даже из Кронштадта. Так мы встретили Победу!
— А что ты делал после войны?
— После окончания войны меня списали с крейсера и направили в Германию, в Кильский канал. От фашистской Германии к России отошли несколько эсминцев. Их необходимо было доставить в порт Либау (в Прибалтике). На один их них направили меня. Нас было человек 60 русских матросов, которые в качестве вооруженной охраны сопровождали эсминец в наш порт.
Судном управляли немецкие моряки (их было человек 240). Привели корабль в Либау и немцев увезли. Куда — не знаю. Эсминец назвали «Проворный». На нём я и дослуживал.
Всего я прослужил в армии семь лет. В то время во флоте служили пять лет, а нам пришлось семь, так как не из кого было пополнять армию в послевоенное время, ведь много людей погибло во время войны.
— Я знаю, что ты два раза чуть не погиб в армии. Расскажи, как это было.
— Меня, видно, Бог бережёт. Однажды ( было это в Германии в Кильском канале) у нас проводились учения на шлюпках. Наша шлюпка уже отошла довольно далеко от берега (его почти не было видно) и во время очередного маневра перевернулась. Мы все оказались в воде. Был апрель, вода холодная и рядом ни одного судна не видно. Мы находились в воде уже часа два, когда за нами прибыл буксир.
Оказывается, что жизнь нам спас немец — рыбак. Он сидел на берегу и ловил рыбу. У него был бинокль. Он видел нашу шлюпку, но через некоторое время шлюпка пропала из поля его зрения. Рыбак стал вглядываться и сумел разглядеть нас в воде. Тогда он побежал в ближайший населённый пункт и сообщил военным о том, что он видел. По рации тут же передали SOS ближайшим судам. Так мы были спасены.
А второй случай произошёл уже накануне демобилизации в Прибалтике. Нас, несколько человек, отпустили в увольнение на берег. Мы решили посидеть в лесу около костра. Хотелось поговорить о будущей жизни, помечтать. Кто-то рассказывал о своей девушке, которая ждёт его дома, кто-то делился планами о будущей работе или учёбе после армии. Вдруг грохот и огонь.Через некоторое время я очнулся примерно в 20 метрах от того места, где сидел. Моих товарищей тоже разбросало кого куда.
Сначала я не понял, что случилось. Только гудело в голове, одно ухо ничего не слышало, другое слышало плохо. Постепенно стал приходить в себя. Смотрю — рукав кителя разорван до локтя. Осмотрел руку — цела. Провёл рукой по лицу, ладонь была в крови. Оказалось, это кровоточили мелкие царапины на лице. Серьёзных ранений у меня не было, слава Богу. Была лишь лёгкая контузия. К сожалению, некоторые из моих товарищей были ранены.
Неподалёку проходила дорога, по которой ездили машины. Те, кто отделались испугом, как я, побежали на дорогу. Раненых быстро доставили в госпиталь. Потом выяснилось, что мы развели костёр как раз на том месте, где в земле ещё с войны лежал неразорвавшийся снаряд. От огня он нагрелся, и произошёл взрыв. Но я и на этот раз уцелел.
Эхо военных лет порой сурово и горько напоминает о том страшном и трудном времени. Свидетелей тех событий остаётся всё меньше и меньше. Сегодня уже тем, кто в самом конце войны ещё только был призван в армию и не успел принять участие в крупных боях, перевалило за семьдесят и даже за восемьдесят. Мой дедушка — один из таких свидетелей.
Война не дала ему возможности получить хорошее образование, он, вернувшись из армии, опять пошёл на фабрику, где проработал в одном цехе сорок семь лет. Мой дедушка пользовался большим уважением среди окружающих. В течение многих лет его фотография находилась на Доске Почёта предприятия. За свой труд в военные годы и после войны он не один раз был награждён Почётными Грамотами. Дедушка имеет несколько памятных медалей. Сейчас моему дедушке 91 год. Он любит прогулки на свежем воздухе, а летом ездит к себе на малую родину — д. Пархачево. У дедушки две дочери, три внучки, пять правнучек и два правнука. Его семья — его Богатство!
Дорогой дедушка! Мы все гордимся тобой! Низкий поклон тебе, а также всем ветеранам, которые сумели отстоять нашу Родину и подарили нам жизнь!
С Днем Победы!!!!
М. Курзанова