Около двух месяцев тому назад мы опубликовали в нашей газете статью под заголовком «Мусор — проблема политическая?», в которой пришли к выводу, что все нынешние неурядицы в сфере вывоза и утилизации твёрдых коммунальных отходов уходят своими корнями в существующий в современной России общественно-экономический строй.
И в самом деле, вспомните, как в Советском Союзе практически все напитки продавались только в стеклянных бутылках, которые подлежали возврату в магазины за деньги. Крупы и макароны упаковывались в простую обёрточную бумагу, которая легко разлагалась и сжигалась. Многие промтовары как-то «обходились» без ярких коробок и полиэтиленовых пакетов, а в столовых и кафе использовалась только многоразовая посуда.
Поэтому больших проблем со сбором и переработкой мусора тогда не возникало, объём его был невелик, и наши города не были завалены горами пустых бутылок и картонных коробок…
* * * * *
Почему это происходит сейчас — тоже понятно. Частным производителям и продавцам хлопотно и невыгодно возиться с многоразовой упаковкой или заниматься её переработкой, проще «запихнуть» стоимость этой упаковки в цену товара, а там хоть трава не расти. Пусть выбрасывают на помойку, если, конечно, донесут до неё…
А главное предназначение громоздкой и яркой упаковки — это, конечно, во что бы то ни стало всучить покупателю всё, что ему нужно, а, главное — то, что не нужно, причём самого низкого качества и по самой наивозможно высокой цене.
Именно таким путём достигается наивысшая прибыль — главная цель капиталистической экономики.
И пока она, эта экономика существует, с «мусорно-упаковочной» проблемой, как и с сотнями других, ничего не поделаешь.
* * * * *
И тут вдруг на днях, как гром среди ясного неба, федеральные СМИ растиражировали новость о том, что скоро ВСЕ российские супермаркеты ОБЯЖУТ принимать стеклянные бутылки и пластиковую посуду от населения ЗА ДЕНЬГИ!
Согласно законопроекту, который, как обещают, уже скоро вынесут на рассмотрение Госдумы, розничные продавцы будут принимать тару из стекла и пластика. Пока предлагается платить сдающим гражданам от 3 до 7 рублей за бутылку.
Говорят, что разработчики законопроекта из Минприроды, Минпромторга и Минэкономразвития договорились даже до таких фантастических вещей, что «нужно сделать так, чтобы выплаты за посуду не отразились на цене товара».
Интересно, что первоначальное предложение по приёму от населения пластиковой и стеклотары выдвинула партия «Справедливая Россия», обосновав его исключительно с точки зрения экологической пользы.
Но здесь не нужно забывать, что именно представители этой славной партии в Ивановской области имеют прямое отношение к так называемой «мусорной реформе», которая в большинстве регионов России началась только в этом году, а у нас продолжается ещё с 1 июля 2017 года.
* * * * *
Так почему же федеральная власть вдруг «проснулась» и вспомнила о советском опыте многоразовой бутылочной тары, решив применить его на практике?
Экология и «удобство для покупателей» здесь, понятное дело, на десятом месте.
Главное — это набирающие силу протесты против вывоза мусора из Москвы и Московской области в другие регионы страны. Причём, пока «бунтовала» (надо признать, довольно скромно) только Ивановская область, власти игнорировали протест. Затем, когда в прошлом году зашумело Подмосковье и тамошнего губернатора закидали снежками, она призадумалась. И вот теперь, когда в Архангельской области уже начались столкновения протестующих с ЧОПами и полицией (а подобное может вспыхнуть в любой момент в десятках регионов сразу), власть начала рассматривать «антимусорные» законопроекты…
* * * * *
Ну и что же теперь будет? Будем получать деньги за сданную посуду и наслаждаться «заметно более чистыми» улицами наших городов и посёлков?
Это — вряд ли…
Во-первых, обещать — ещё не значит жениться. Законопроект могут рассмотреть и не принять, или принять в таком виде, что лучше бы и не принимали.
Во-вторых, здесь очень много, так сказать, практических вопросов. Это как раз тот случай, когда говорят, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Вспомним, что в СССР, например, пластиковой посуды почти не было, а стеклянная в «повторную переработку» не шла (специалисты говорят, что это невыгодно), а просто тупо мылась и вновь поступала под розлив новых напитков.
Кто сейчас будет всем этим заниматься? Где у нас соответствующие перерабатывающие заводы или «отмывательные» мощности?
Или это всё делается по аналогии со сбором за «вывоз и утилизацию» всего остального мусора? Сбор ввели, а предприятий по утилизации, например, в Ивановской области практически нет. Как свозили всё на открытые десятки лет назад свалки, так и свозят…
Если приём будут производить не продавцы в магазинах, а какие-то автоматы, как на Западе, то — из каких денег их закупят, кто и за какие деньги их будет обслуживать, из каких средств будут платить за сданную тару и опять же — куда поедет битое стекло из аппаратов?
Если же принимать стеклянные бутылки для многоразового использования, то нужно помнить, что в СССР существовала их жёсткая стандартизация. Сейчас же эти бутылки клепают кто во что горазд — под какой же размер должны строиться линии по мойке данной тары?
А ещё говорят, что нужно, дескать, установить «залоговую цену» (вышеназванные 3-7 рублей) и заложить её в розничную цену напитков в магазинах, чтобы они «ничего не потеряли».
Здесь тоже ничего не понятно. В советские годы цены на тот же лимонад не менялись годами, и ты твёрдо знал, что если сегодня купил бутылку «Буратино» за 22 копейки, то завтра сможешь сдать пустую бутылку за 12 (55% от общей стоимости), а за две сданных пустых купить одну полную, и ещё 2 копейки останутся.
А нынче, при еженедельно растущих ценах на всё и вся эта «залоговая цена» (и так-то мизерная) быстренько «растворится» в выросшей общей стоимости товара.
Короче говоря, как-нибудь всё равно сделают так, что ушлые капиталисты — и производители, и торговцы — по любому от нововведения не пострадают, а переложат всё, как обычно, на плечи простых покупателей…
* * * * *
Так что одной только «тароприёмочной» новацией современных проблем не решить. Пока всё остаётся в руках частников, этих проблем будет только больше.
М. Сметанин