Монастыри Истры и Звенигорода

0
66

Утро 25 июня выдалось на редкость тихим и солнечным. Автобус медленно развернулся на пустынной стоянке у Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря и встал словно завороженный сверкающими в лучах восходящего солнца золотыми куполами древнего храма.

Время 5 утра. Тишина была прозрачной и легкой, только пение птиц нарушало утренний покой. Белые стены монастыря на высоком холме словно уходили в облака и небесную синь. Этот исторический ставропигиальный монастырь Русской православной церкви в городе Истра Московской области на реке Истра был основан в1656 году патриархом Никоном, который пытался воссоздать под Москвой комплекс святых мест Палестины. Доступ в монастырь открывался с 8 часов, и у нас было время прогуляться по Гефсиманскому саду, постоять на службе у святого источника, окунуться в святой купели на небольшой и неглубокой реке Истра, вполне соответствующей по размеру и ширине святым водам реки Иордан.
Войдя в ворота, сразу замираешь в восхищении от открывшегося вида на главные святыни монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Как сохранилась эта жемчужина Подмосковья на протяжении стольких веков, мы узнали от экскурсовода после утренней службы в Воскресенском соборе. И эта история достойна внимания всех ныне живущих поколений России.
На вотчинные земли, на которых расположилась новая обитель, патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. К территории будущего монастыря были присоединены земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Лес по берегу реки Истры вырубили, холм досыпали и укрепили. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века он назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви: Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Некоторые здания повторяют очертания сооружений города Иерусалима. Так Воскресенский собор (1656—1685) создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.
В 1656 году была построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. По замыслу патриарха Никона Воскресенский собор возведен согласно чертежу иерусалимского храма с обмером палестинской святыни и расположением отдельных помещений. К концу 1666 года патриарх освятил в соборе в три придельные церкви: верхнюю Голгофскую; расположенную под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. С момента закладки Воскресенского собора до конца 1666 года патриарх Никон находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством обители. Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь.


Согласно записей 1668 года, монастырь был обведён рвом, укреплённым брёвнами с одной стороны, перед ним был отсыпан вал с мелким камнем. Входили в монастырь по перекинутому через ров мосту. Деревянная монастырская стена имела восемь башен. Надвратную башню украшали часы. В ограде монастыря находились деревянные кельи Никона и братские кельи. В камне были отстроены хлебная палата, поварня, кузница, погреба. Общая протяжённость монастырских стен составляет около одного километра, высота — 9 метров, толщина – до 3 метров. Верхняя часть стен с двумя рядами бойниц. На изломах стен поставлены семь башен, а восьмая – Елизаветинская — размещена над западными воротами. Над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Еще в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская. В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. Это около 600 книг плюс работала типография.
В некрополе Ново-Иерусалимского монастыря внутри собора есть захоронения XVII века и на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В этот подземный храм ведут 33 ступени. Здесь бьет святой источник.
Если в первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, то в первом ярусе колокольни Воскресенского собора — настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями, и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Нащекиных, Самариных, Сухово-Кобылиных и других В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова. С 1975 года в монастыре шли восстановительные работы, и только к 2014 году рядом с Воскресенским собором восстановили уничтоженную немцами в 1941 году колокольню и установили новые колокола. Реставрация монастыря по воссозданию образа Святой Земли обошлась в 10 млрд рублей, из которых более 1 млрд 300 млн составили народные средства. Декор зданий монастыря уникален.
План Воскресенского собора включает в себя: часовню Гроба Господня, Главный алтарь, камень миропомазания, гробницу патриарха Никона, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»), церковь св. Архистратига Михаила, лестницу на Голгофу, Красные врата, Судные врата, церковь Успения Пресвятой Богородицы, темницу Господню, церковь святых Константина и Елены, место обретения Креста Господня. Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода, на православную Пасху снисходит исцеляющий голубой огонь. Поражают своей красотой изразцы в храме. Главный символ, который воплощен в изразцах, — «цветок граната». Он символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «павлиний глаз» символизирует Воскресение Христово. Еще один символ, зашифрованный в изразцах, – лев, означающий власть на Земле. На территории напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительницы монастыря), восстановленные по старым гравюрам. За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова. С монастырских стен открывается изумительный вид на сооружения внутри монастыря и окрестности. Ходить здесь можно целый день, наслаждаясь красотой и великолепием русского зодчества.


Но наш путь уже лежал в Звенигород через действующий Борисоглебский Аносин женский монастырь, который расположен в 7 км от Дедовска. Он был основан в 1823 году княгиней Авдотьей Мещерской, родной тетей поэта Ф.Тютчева, в честь своего покойного мужа Бориса. Еще в 1810 году княгиня строит на свои средства Троицкую церковь для своей общины крепостных. 13 сентября 1823 года княгиня была пострижена в монахини под именем Евгения и стала первой игуменьей монастыря. Вокруг Троицкой церкви, получившей статус собора, были поставлены ещё два храма: церковь Св. Димитрия Ростовского и церковь Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы. Похоронили первую настоятельницу с северной стороны Троицкого собора около Борисоглебского придела.


Экскурсию для нас проводила самая старейшая матушка монастыря. Слушать ее можно было бесконечно. Монастырь очень ухожен, весь в цветниках и красивых переходах, всюду идут реставрационные работы. Он был закрыт в 1927 году и открыт в декабре 1999 года. Несмотря на то, что село Аносино Павловской волости Звенигородского уезда с расположенным в нём женский монастырем было невелико (26 дворов), оно стало знаменито своим укладом и духовными подвигами, а монастырь современники называли «женской Оптиной пустынью». В монастыре строго соблюдался общежитейный устав преподобного Федора Студита. Мирским людям, даже ближайшим родственникам монахинь, вход в обитель был строжайше запрещен. Духовниками и исповедниками аносинских сестёр были иеромонахи Зосимовой пустыни. Славу Аносинскому монастырю приносила хозяйственная деятельность. За опытом по земледелию, животноводству и ремеслам приезжали сюда со всей царской России. Монастырь сумел просуществовать десять лет после 1918 г. В 1927г. в монастыре организовали первую сельскохозяйственную коммуну, но как только амбары монастыря опустели, она распалась. В 1928 г. игуменья Алипия и последние шесть монахинь были арестованы и отправлены в ссылку. В церкви Димитрия Ростовского у Святых ворот монастыря разместили МТС. К концу XX века от исторических зданий сохранились только монастырские стены, руины главного храма, часть надвратной церкви и хозяйственных построек. До возрождения родной обители дожила лишь одна из бывших послушниц Борисоглебского Аносина монастыря схимонахиня Анна (Теплякова). Сегодня новая великолепная роспись украшает храм. 25 послушниц и несколько мирян содержат монастырь в удивительной чистоте и порядке.
Следующий Саввино-Сторожевский монастырь Звенигорода встретил нас неприступными стенами. Подниматься в гору было нелегко. Это монастырь-крепость с 7-ю башнями. Протяженность его стен – 760 м, высота – 8,5 м, толщина – 2,7 м. Основан он в 1398-99 г.г. на горе Стороже звенигородским князем Юрием Дмитриевичем и игуменом Саввой. В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда приезжали Иван Грозный с супругой Анастасией и их сын Федор. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Московского кремля.
Монастырь осаждался поляками в смутное время и был отстроен царем Алексеем в 1650-54 г.г. В 1812 г. был сожжен и разграблен войсками Наполеона, а в годы Великой Отечественной войны пострадал от вражеских обстрелов. Сегодня он является одним из лучших историко-архитектурных комплексов страны. Сооружения храмов, переходов, различных помещений сочетаются друг с другом и окружающей природой. Главный храм богат святынями. Здесь хранятся мощи преподобного Саввы Сторожевского, Крест – мощевик с 36 частицами мощей, ковчег – мощевик с 19 частицами мощей и святынь, ковчег – мощевик с частицей мощей прп. Серафима Саровского, икона вмч. Пантелеимона чудотворца (написана на Св. Горе Афон в 1915 г.) с частицей мощей святого, икона прп. Сергия Радонежского и прп. Саввы Сторожевского с частицами мощей святых, икона свт. Спиридона Тримифунтского с тапочком (о. Корфу), иконостас собора Рождества Божией Матери – 5 ярусов (17 век). В августе 1998 г. монастырь отпраздновал 600-летний юбилей. В 2007 году был открыт памятник преподобному Савве. Сегодня в обители проживает 30 монахов. Восстановлен чудесный иконостас XVII века, отреставрированы фрески собора. А еще в монастыре готовят легендарный квас на изюме и выпекают удивительно вкусных хлеб. Такие поездки дарят паломникам незабываемые впечатления, встречи и раскрывают глубже историю русской православной церкви.
Л.Котова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here