Одной из самых обсуждаемых в последние дни тем стала трагедия в Красноярском крае – на золотодобывающем прииске на реке Сейба. Здесь в ночь на субботу 19 октября прорвало дамбу и затопило «посёлок», в котором жили рабочие.
Несколько строительных вагончиков оказались смыты 5-метровой волной. На данный момент установлена гибель 15 человек, ещё пять считаются пропавшими без вести, 26 рабочих госпитализированы.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье УК о нарушении правил безопасности при проведении работ. Местные чиновники заявили, что дамба была… кустарной, самодельной, построенной в нарушение всех строительных норм и правил. Более того, она не значилась ни в каких документах — фантом, да и только…
* * * * *
Как это ни печально, но массовый российский читатель и зритель уже начал… привыкать к подобного рода сообщениям.
Сколько же на нас их свалилось за последние годы! Взрывы жилых домов, пожары в торговых центрах и в сибирской тайге, стрельба в учебных заведениях, разбившиеся самолёты и космические ракеты, утонувшие корабли, а также целые города и посёлки, аварии в метро, на городских улицах и автотрассах…
И в подавляющем большинстве случаев причиной трагедий стала или чья-то неуёмная жажда наживы (главное — «заработать», экономя на безопасности), или наплевательское отношение к окружающим («мне за это не платят»), а то и настоящий криминал («всё уже украдено до нас»).
И это не потому, что наши люди в одночасье вдруг все стали такими. Их ломает и подминает под себя система, которая диктует человеку: «или — или». Или ты добиваешься личного успеха, идя по головам, или твой ежедневный символически оплачиваемый труд служит источником благополучия для таких «успешных» людей.
* * * * *
Возвращаясь к красноярской трагедии, можно добавить, что рабочие на этом золотом прииске, вероятно, приносили своим хозяевам баснословные барыши — золото всё-таки, это тебе не пиццей торговать…
Сами же работяги жили в «посёлке», состоящем, как уже сказано, из видавших виды строительных вагончиков да дощатых бараков, в каждый из которых набивалось по несколько десятков человек. Отопление — электротены или печки-буржуйки, питание — консервы.
Выход за границы «посёлка» и промзоны только с письменного разрешения начальника. Вахты по несколько недель, за 12-часовую смену, по словам рабочих, они получали около 5 тысяч рублей. По меркам Ивановской области — огромные деньги…
Сейчас там остановлена работа, проводятся следственные действия, идёт поиск тел погибших, так как живых найти надежды уже нет. Суд арестовал троих фигурантов дела о прорвавшейся дамбе из числа начальников прииска. Ясно, что «жирные коты», заправляющие этим бизнесом, скорее всего, останутся безнаказанными.
Практически так же, кстати, получилось и после крупнейшей подобной аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, в которой погибло 75 человек. Многие из доведших гидроэлектростанцию до плачевного технического состояния ещё и по сей день прекрасно себя чувствуют, занимая высокие посты.
* * * * *
Теперь посмотрим, что же творится с аналогичным водно-дамбовым хозяйством в нашей местной глубинке.
По последним сообщениям СМИ, учёные недавно заявили, что на Горьковской плотине (Нижегородская ГЭС) «нет сооружений, предусматривающих ее устойчивость», и это в любой момент «может привести к катастрофе».
Как известно, расположенное, в том числе и на территории Ивановской области, Горьковское водохранилище как раз образовано сооружениями вышеназванной ГЭС.
Также можно вспомнить ряд потенциально опасных мест, находящихся уже непосредственно на территории нашей области. Таких, например, как Юрьевец,
где около 2 тысяч человек десятки лет живут ниже уровня воды, в зоне потенциального затопления из-за разрушающейся дамбы, а также имеющие подобные проблемы Наволоки или Вичугу, уже пережившую масштабное наводнение в 60-х годах прошлого века…
* * * * *
Выводы безрадостны. «Техногенные» катастрофы при участии «человеческого фактора» в нашей стране впредь будут случаться всё чаще, людей в них будет гибнуть всё больше.
И это закономерно, пока жажда сиюминутной частной наживы меньшинства, живущего по принципу «после нас хоть потоп», остаётся важнее жизней, здоровья и благополучия десятков миллионов простых людей…
М. Сметанин