Продолжение, начало в предыдущем номере…
Эффектные объемные многоярусные деревянные иконостасы церкви и ее приделов с позолоченной резьбой и барельефами в стиле барокко, классицизма и псевдобарокко поражают стройностью композиции и нарядностью резьбы. Они придают всей композиции церкви лёгкость, динамичность и праздничный облик.
Центральный уникальный резной барельефный иконостас, чудом сохранившийся до наших дней, я впервые увидела в свои 5 лет в 1959 году и была поражена красотой и мощью воздействия церковной живописи, резьбы и скульптуры на человека. Вероятно, именно так влияет искусство на умы прихожан. А грамотное служение настоятеля храма воспитывает и поддерживает духовность народа.
Все храмовые сооружения вместе создают неповторимый архитектурный стиль и особую выразительность редкой художественной цельности этого уникального и единственного объекта в Ивановской области. Зодчие и крепостные Т.Лялина воплотили в храмовом комплексе всю красоту Русского православия.
По изяществу внутренней отделки это лучший храм района. И здание, и внутреннее убранство храма великолепны, несмотря на неоднократные кражи церковного имущества. Сверху храм напоминает крест. Его центральный придел освящён в честь Пресвятой Троицы, правый придел — в честь Пресвятой Богородицы, а левый придел — в честь святителя Димитрия Ростовского, составителя «Жития святых». Часовенки в угловых башнях были действующими.
Раньше при храме работали иконные лавки, а в стенах храма хранились уникальные вещи: иконы XVII века, ладан, который был изготовлен более 200 лет назад, книги с рукописями старинных церковных песнопений, рукописная книга душевого учета. При церкви был церковный хор из 10 человек.
Вся семья купца и помещика Трофима Лялина захоронена у храма на церковно-приходском кладбище. Могила Трофима Лялина содержится в хорошем состоянии возле ограды у колокольни.
Сегодня на части территории церковного кладбища находится Дом культуры.
Храмовый комплекс, состоящий из церкви, отдельно стоящей колокольни, дома причта и каменной ограды с коваными воротами занимает участок неправильной формы в центре села на торговой площади. Все эти постройки имеют паспорта под номерами:
3700001288 — церковь Троицкая
3700001289 — церковь
3700001290 — колокольня
3700001291 — ограда с воротами
3700001292 — башни угловые
Во время Великой Отечественной войны колокола были отправлены на переплавку, и до 1984 года звонница молчала. В тот год старинный колокол в село был привезен из недействующей церкви села Межи, закрытой до 1998 г. 31 мая 1940 года районные власти объявили о закрытии Троицкого храма. Монахиня Анимаиса не отдала ключи от храма. Дверь ломать не решились, и храм был спасен от разорения и поругания. Мощные замки от храма — это своеобразные произведения искусства, дошедшие до наших дней. В конце сороковых служба была возобновлена.
Люди не забыли о духовном подвиге преподобной Анимаисы (1875-1963). История жизни этой женщины неразрывно связана с селом Острецово. Вот какие сведения заложены о ней в Википедии:
«Преподобная Анимаиса родилась 15 июля (3 июля по старому стилю) 1875 года в деревне, основанной её отцом и именуемой «Починок Михаила Петровича» (в настоящее время это деревня Кокоулинцы Октябрского района Костромской области. О ее детстве и юности сведений нет, кроме тех, что в семье Михаила Петровича и Агафьи Еремеевны Смертиных было 8 детей: Андриан, Анна, Константин, Марина, Мария (Анимаиса), Николай, Параскева и Тихон. Братья Тихон, Николай и Константин, который служил в морском флоте, умерли в молодости лет двадцати. Брат Андриан (1883-1917), начальник военной артиллерии, был расстрелян в Вологде как царский офицер. Сёстры преподобной — Анна, Марина и Параскева (†1937) в тридцатых годах XX века были раскулачены и вместе с семьями отправлены в ссылку как враги народа, где и скончались.
В 1900 году Мария Смертина поступила в Макарьев-Решемский монастырь, избрав для себя путь бедности и послушания и приняв монашеский постриг с именем Анимаиса. За смирение и труды в обители матушка Анимаиса в 1913 году посетила город Кострому, сопровождая игумению Досифею (Ипатову) на торжества, посвященные 300-летию Дома Романовых, где познакомилась с будущим настоятелем родниковского Ильинского храма священником Петром Лебедевым (1889-1937), который стал её духовником. В 1927 году монастырь был закрыт, монахини разогнаны. Молодая Анимаиса от служения Богу не отреклась и пришла в Родники. С благословения протоиерея Петра она отправилась в Острецово и поселилась в каменной сторожке при Свято-Троицкой церкви.
Она усердно несла послушание по уборке храма, сторожила его без оплаты за свой труд. Зарабатывала на жизнь тем, что старательно шила одеяла, подшивала соседям валенки, тачала тапочки для усопших. Этими скудными заработками она делилась с нуждающимися, помогала детям-сиротам Малышевым, делясь с ними последним куском хлеба, полагая, что кто умеет довольствоваться и делиться малым, тот и богат. О благих деяниях матушки Анимаисы знала вся округа. Из сёл и деревень люди шли к ней за добрым советом и наставлениями.
31 мая 1940 года храм в селе Острецово по решению властей был закрыт, и матушка Анимаиса осталась одна в церковной сторожке. В эти мрачные годы она стала спасительницей храма от разрушителей, воров и грабителей. В ожидании своего ареста она пришла к жительнице села Острецово Ольге Ивановне Цыплевой и, передав ей ключи от дверей церкви, строго наказала: «Возьми ключи от храма и, даже если меня расстреляют, не отдавай их никому до тех пор, когда в церковь придет православный священник».
Вскоре в сторожке произвели обыск, но ключей не нашли. Представители власти не решились взломать двери церкви и ушли, оставив монахиню на свободе. Так храм в селе Острецово был спасен!
02.02.1946 года в село Острецово приехал православный священник отец Иоанн Клевцовский (в прошлом — протодиакон родниковского Ильинского храма). Монахиня вручила ему ключи от дверей храма. Перед отцом Иоанном предстало всё сохранившееся драгоценное убранство храма, несмотря на то, что храм был покинут десять лет назад.
В конце лета 1946 года после открытия храма за стойкость и особое усердие матушка Анимаиса получила от архиепископа Ивановского и Шуйского Кирилла должность алтарницы. Все эти годы в нужде, труде и постоянных заботах матушка Анимаиса не забывала молитвы, которые в сочетании с постами и благодеяниями заполняли всю её жизнь до самой кончины. Умерла преподобная 14 июня 1963 г. в возрасте 87 лет».
Перед преставлением матушка Анимаиса просила подруг и близких не печалиться о ней, а на прощание сказала, что всегда будет с теми, кто помнит её, молится Господу и всем святым Православной Церкви. Таисья Чернова, Серафима Стужина и Екатерина Докучаева передали людям слова матушки: «Всех вас буду встречать, а тех, кто попросит, утешу, и буду о тех Святую Троицу умолять». Погребена была Анимаиса на Острецовском кладбище у самого входа. Так свершилось её предсказание: «Всех вас буду встречать». 05.09.1997 г. мощи преподобной Анимаисы были обретены и торжественно перенесены в храм Александра Невского в Родниках. В храме мощи преподобной встречали под звон всех колоколов.
В настоящее время рака преподобной Анимаисы находится слева от алтаря в родниковском храме Александра Невского. В Острецовском Свято-Троицком храме пребывает частица мощей святой. Дни памяти матушки Анимаисы: 14 июня, 20 июня, 15 июля, 18 сентября.
Без Матушки Анимаисы храм сразу осиротел. Менялись священники, произошли кражи имущества. Но особенно уникальный храмовый комплекс серьезно пострадал 8 июня 1972 года, когда во время грозы произошло возгорание колокольни. Крест с колокольни упал 15 июня, а купол, прогоревший один месяц, упал 8 июля. Вместо купола на семиярусной колокольне в настоящее время находится высокий крест.
Продолжение следует…
Л. Котова