Труженики тыла Родниковского района

0
95

Пусть наши дети не узнают ужасы войны никогда!

Удивительные люди живут в нашем маленьком провинциальном городке. Наше старшее поколение, пережившее Великую Отечественную войну в детские годы, не озлобилось, не искало теплых мест в жизни, а поднимало страну из руин и работало на ее благо. Сегодня ветеранам тыла и труда становится не по себе, когда молодежь ищет рабочие места, где бы, не прикладывая особых усилий, можно было зарабатывать большие деньги. И если бумажки становятся мерилом благополучной жизни, а вечные ценности, такие как честность, забота о ближнем, взаимная поддержка не важны для молодого поколения, значит, что-то в нашей стране не так – понимают ветераны.

Ведь именно на их плечи легли непосильные тяготы военного и послевоенного времени. Те, у кого детство закончилось в 1941 году, рано познали, что такое труд во имя Победы, ценили и ценят каждый кусочек хлеба. Как сладок был этот желанный ежедневный паек, за которым с талонами вставали в очередь с вечера, в жару и мороз, чтобы работать, учиться и выжить назло врагу! Сколько детей и подростков работало в колхозах, на производстве, в артелях и кооперативах, заменив ушедших на фронт отцов, братьев, дедов. И не все из этого подрастающего поколения получили удостоверения «Труженик тыла». У кого-то не нашлось свидетелей или были утрачены документы, архивы, или расформированы колхозы и военные производства. Причин было много, но люди так и остались настоящими тружениками тыла, судьбы которых полны горечи, трагизма и несгибаемой силы воли.

Знакомьтесь: Бутусова Алевтина Дмитриевна – скромная, рядовая труженица нашего города с сердцем, наполненным невероятной добротой и великодушием к людям. Вся ее сложная жизнь – сплошная борьба за достойное человека выживание, сохранение своего очага, счастье детей и внуков. Только благодаря своей работоспособности, оптимизму, целеустремленности, вере в лучшее Алевтина Дмитриевна и сегодня полагает, что хороших  и порядочных людей достаточно. Многие из них повстречались на ее пути и не раз приходили на помощь в тяжелейшие моменты жизни.

Родилась Алевтина Дмитриевна 9 марта 1929 года в деревне Алешково Родниковского района. Мама, Анна Капитоновна, 1906 г.р. и отец, Дмитрий Иванович, 1903 г.р., были крестьянами, работали в колхозе. Анну Рощину, родом из деревни Петрово, Дмитрий Мотовилов из Алешкова увидел на годовом празднике. Работящая девушка понравилась его многодетной семье. Молодые после свадьбы переехали в родительским дом в Алешкове, а позднее выстроили свой дом. Так потихоньку колхозники развивали свое хозяйство, обзавелись скотиной: коровой, козами, курами, распахивали свой огород. А потом появились детки: Алевтина – 1929 г.р., Валерий – 1932 г.р., Юрий – 1936 г.р., Виталий – 1937 г.р. Отец работал в поле, пахал землю на лошади – тракторов тогда не было и в помине. Маленькая Аля носила отцу еду в поле, помогала матери по хозяйству. Детских садов и яслей в ту пору в деревне не было – за младшими детьми присматривали старшие. Деревенская жизнь текла размеренно…  Под окнами избы Мотовиловых на большой скамейке часто собирались  колхозники, обсуждая  и решая разные проблемы. Подрастающие дети ходили в начальную школу в село Сосновец за три километра. Их не пугали ни пурга, ни морозы, ни распутица. Желание учиться было большое.

К лету 1941 года Аля подала документы в Парскую школу в 5 класс. Но учиться ей не пришлось. В то воскресенье жители деревни после окончания полевых работ решили собраться на улице, накрыли столы. К обеду люди увидели, как по пыльной дороге на взмыленном коне несется всадник. Он рассказал, что началась война с фашистской Германией и выдал сразу ряд повесток.  Радио в деревне не было. По материалам газет и из других источников селяне уже были встревожены событиями в Европе и понимали, что войны не избежать, но не думали, что беда придет так скоро. От страшной новости угощение было сразу забыто, а на улице стоял крик женщин и плач детей. Деревня быстро опустела, нарочный умчался дальше в другие поселения. Через несколько недель, когда отец Алевтины вспахал осеннюю зябь, ему пришла повестка на фронт. Попал он в 332-ю Иваново-Полоцкую стрелковую дивизию им. Фрунзе, которую укомплектовали в начале осени 1941 года, а в октябре направили под Москву. В период наступления в декабре 1941 — январе 1942 годов она продвинулась на запад более чем на 300 километров, освободив многие города. В феврале 1942 года дивизия дошла до города Велиж Смоленской области, где шли тяжелые бои. Неся значительные потери, она освободила город только в сентябре 1943 года. В память этих событий одну из улиц Иванова назвали Велижской. Свой боевой путь дивизия закончила у города Лиепая в Латвии, но Дмитрий Иванович не дожил до этого дня – он погиб в 1942 году в тяжелом бою под Ржевом.

Весь быт Мотовиловых держался теперь только на женских плечах. В школу Аля не пошла – она вела хозяйство и следила за младшими братьями. Мать работала по 12 часов в колхозе. Однако вскоре 13-летней девочке пришла повестка с обязательным трудоустройством. В колхоз на тяжелые работы ее не взяли из-за малолетства и хрупкости. В это время в складском двухэтажном помещении из красного кирпича гребенной фабрики в селе Парское был открыт швейный цех по пошиву верхней одежды и нижнего белья для фронта по указу из Шуи. Вместе со своей подругой Лидией Воиновой (в девичестве — Твердовой) Аля поступила туда на работу. Электричества в помещении не было. Тяжелую ватную одежду шили на машинках «Zinger» при свете керосиновых ламп, которые часто тухли. Машинки ломались, и девочки сами их налаживали. Руки за смену от тяжелых ватников, фуфаек, штанов и гимнастерок ломило и сводило. Спать приходилось мало – дома хозяйство требовало заботы. Питались девочки в столовой гребенной фабрики. В швейный цех на подработку и получение доппайка приходили женщины из всех соседних деревень, чтобы поддержать здоровье детей. Мама Алевтины была в отчаянии – на кого оставлять теперь детей и уход за скотиной? Но делать было нечего – еще была жива старенькая больная свекровь, которая хоть немного могла чем-либо помочь.

Свой первый паек хлеба, который выпекали из муки в парской пекарне с добавками из картофеля, Аля запомнила навсегда! Девочка даже боялась понюхать еще теплый хлеб, так велик был соблазн съесть эти 400 грамм. Но не поделиться с братьями она не могла. Дома хлеб делили на равные части на всех. Проработала Аля на фабрике до 1947 года, пока предприятие не закрыли за ненадобностью.

С каждым военным годом проблема с питанием возрастала. Спасали положение корова и овощи с огорода. Свеклу и морковь сушили в печи, использовали как сладости и как заварку для чая. Из тыквы и дынь делали тыквенники, дынники, а их корки сушили, толкли и использовали в пищу. Зимой и весной в голодное время в деревню приходили изможденные родниковцы: дети и взрослые. Они, не стесняясь, просили милостыню. Анна Капитоновна принимала всех просящих, кормила, отогревала, давала картофель и овощи, которые выращивала с детьми на огороде. Она была очень доброй и приветливой женщиной. Особенно она жалела детей: худеньких, голодных, оборванных, замерзших. Никто не уходил от нее с пустыми руками и без приветливого слова. После известия о гибели мужа она посвятила свою жизнь детям. Первой помощницей всегда была Алевтина, пока подрастали Валерий и Юрий. Потом уже мальчики взяли на себя сенокос и огород, уход за скотиной.

С закрытием швейного цеха Алевтина проработала в Парском все лето по просьбе заведующей детского сада на подмене отпусков, а затем переехала в город Родники и устроилась в браковку ткацкого производства комбината «Большевик». Труд был ручной, тяжелый и низкооплачиваемый. На комбинате Алевтина познакомилась с Любовью Юнусовой- женщиной с трагичной судьбой. Они взяли участок у Рижских ворот, копали поле и сажали картошку. Маленькая комнатка в номерах на Советской улице была у Любы необыкновенно уютна и сверкала чистотой от вязаных белых салфеток, скатертей и занавесок. Украшением комнаты была изящная перламутровая статуэтка у хозяйки медной горы. Муж Любови, военный офицер, был убит в Средней Азии при загадочных обстоятельствах. Ее и ребенка спасли друзья, отправив их тайно поездом в Москву. Затем интеллигентная и образованная женщина попала в Родники. Аля и Люба остались подругами на всю жизнь. Люба не раз бывала в гостях в Алешково. Сегодня в Алешкове живет самый младший брат Алевтины, построивший для своей семьи новый дом. Родительский дом был продан.

Однажды голубоглазую Алю в браковке увидел ткацкий поммастер Федор Бутусов. Скромный паренек не сразу подошел к девушке. Его родители с детьми тоже еще в 30-х приехали в Родники с голодной Горьковской области на заработки и построили здесь дом. Молодые быстро нашли общий язык, а в 1952 году сыграли свадьбу. В 1953 родилась дочка Надя, а в 1957 – красавец сын Николай. Из-за отсутствия мест в дошкольных учреждениях Алевтине пришлось уволиться с комбината. Шла стройка нового дома на улице З. Космодемьянской. Алевтина пилила, строгала, колола дрова наравне с мужем и его отцом. На строительство уходили все средства. Денег не хватало. Чтобы устроить детей в сад, который открыли на Трудовой в бывшем общежитии, женщина пошла работать дворником. Ночами она ездила в прачечную, стирала постельное белье, штаны и пеленки для учреждения, а днем убирала территорию, привозила продукты для кухни. Плата была самая минимальная — 30 рублей в месяц. Алевтина выглядела как тростиночка. И тут свалилось другое несчастье – по неосторожности и непреднамеренности Федор совершил проступок, попал под арест и был осужден на семь лет. Он был отправлен в Волгоград на работы на тракторный завод и в семью не вернулся. Что пережила молодая жена с малолетними детьми, можно только предполагать. Дом она достроила сама своим трудом. Познакомилась я с Алевтиной Дмитриевной в детском саду на Ногинской улице. Женщина работала поваром. Готовила она отменно, а еще – сохранила всю любовь к детям, которые ее тоже ценили и уважали вместе с родителями. В этот небольшой и уютный «домашний» сад ходили дети с соседних улиц, где люди знают его работников не понаслышке. Уважение и авторитет приходят с возрастом и делами. Добрые дела остаются в памяти навсегда! С закрытием маленького сада на улице Ногинской, Алевтину Дмитриевну перевели в детсад №11 на пл. Фрунзе. Позднее женщина все же ушла на комбинат на более высокооплачиваемую работу в уточный отдел, где проработала до пенсии и получила в 1996 году звание «Ветеран труда».

К пенсии здоровье труженицы было сильно подорвано. 54 года трудового стажа сегодня имеют единицы, но удостоверения ветерана с присвоением статуса «Труженик тыла» у Алевтины Дмитриевны я не увидела.  Странно, ведь на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» к труженикам тыла относятся люди, которые проработали в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо имеющие ордена или медали СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Не нашли мы и трудовой книжки, хотя живы еще свидетели работы на швейной фабрике в то военное время. Алевтина Дмитриевна вырастила и выучила замечательных детей, которые не забывают свою маму, заботятся о ней в этом почетном возрасте, приезжают и приходят по первому зову.  90 лет – это очень почетный возраст. В таком возрасте каждый нуждается во внимании и заботе. Алевтина Дмитриевна умеет ценить ту заботу, которую оказывает ей работница ОСЗН Анна Борисовна Федотова. Подопечная очень тепло отзывается о постоянном внимании сотрудников данного учреждения. Вспоминая свое военное детство, пожилая женщина больше всего желает детям, внукам и правнукам чистого неба, яркого солнца, светлого будущего вместо тех тяжелых дней, которые выпали на ее долю.

 Л. Котова

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here