Рассматривая у родниковцев старые фотографии, понимаешь, как трепетно многие из них относятся к сохранению памяти о своих ушедших родственниках, как детально рассказывают о предках до шестого поколения, какие прекрасные истории хранятся в семейных архивах. Именно эти семейные тайны часто достойны описания для сохранения истории нашего района. Поэтому и начну я свой рассказ о роде Папиных из глубины веков.
Древнее село Пархачево, расположенное в 7 км от города Родники, стоит на старинном торговом пути из Шуи в Кинешму и славилось прежде необыкновенной красотой своего каменного храма Успения Пресвятой Богородицы, построенного в 1818 г. на месте старой деревянной церкви. Село огибает речка Тихонка, воды которой были освящены Тихоном Лухским более 500 лет назад и принесли исцеление матери князя Трубецкого. В честь этого события и был заложен уникальный каменный храм, почти прототип Дмитриевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом. В 1830 году был построен каменный однопрестольный храм во имя Живоначальной Троицы при кладбище, на котором находились склепы – усыпальницы владельцев села в разное время.
Местные крестьяне, помещики, князья Поливановы, Портнягины, Смоляниновы любили посещать великолепный храм в стиле позднего классицизма и великолепного барокко в селе Пархачево. Священнослужителями храма в разное время были Д.Н. Поленский, В.И. Василевский, А.А. Василевский и И.И. Смирнов. Часть из них была репрессирована. Больше полувека храм стоит в заброшенном состоянии: отсутствуют окна и двери с уникальными коваными решетками, разрушена кровля, обрушены многие своды. А когда-то, в начале 20-х, храм имел 2000 человек прихожан. Сегодня в бывшем селе существует всего несколько домов. Дачники восхищены природой этого тихого и благолепного места.
Село было большое и светлое, со своей историей и легендами. Люди тут жили приветливые, трудолюбивые, многодетные.
Здесь и родился 15 августа 1927 г. Николай Флегонтович Папин, о роде которого мы вам расскажем. О самом ветеране Великой Отечественной вой -ны Николае Флегонтовиче Папине в «Родниковском проспекте» была статья его внучки М. Курзановой в прошлом году. А мы откроем вам новые факты истории рода Папиных…
Родители Николая, Флегонт Яковлевич и Феоктиста Дмитриевна, были из зажиточных семей. Флегонту сосватали невесту из села Васильевское. Юноше невеста понравилась. После венчания молодой муж привез Феоктисту в Пархачево.
У родителей Феоктисты Кокоренковой в Васильевском была своя мельница, пекарня, каменный двухэтажный дом.
Отца девушки, Димитрия, при Советской власти раскулачили и отправили на 10 лет в Сибирь в ссылку на работы. Матушка от горя сошла с ума и умерла, не дождавшись возвращения мужа. Димитрий вернулся в родные места, но прожил недолго и вскоре скончался.
У родителей Флегонта был свой каменный дом. Семья была большая, зажиточная, имела легкие тарантасы, одну выездную лошадь и еще одну — рабочую. Отец Флегонта — Яков Папин и его сыновья были отменными печниками. Свои секреты они передавали мужчинам из поколения в поколение. Их труд очень ценился в округе и хорошо оплачивался. В семье Якова было три сына и три дочки, и одним из сыновей был Флегонт. В 1925 году Флегонт построил свой дом, так как его семья пополнялась детьми. Старший Виктор родился еще в 1909 г., Лиза — в 1911 г., в 1916 — Геннадий, в 1925 — Валентина.
В 1927 году родились двойняшки: Николай и Ангелина. Многодетная семья Флегонта в начале 30-х была раскулачена. Старики и сам Флегонт остались в селе без скотины, лошадей и имущества. Жили очень бедно, семья голодала.
Николаю Флегонтовичу на начало Великой Отечественной войны было почти 14 лет. Обучение в школе было прервано. Многие школы стали госпиталями. Подросток устроился работать на комбинат «Большевик» и учился в ФЗО на ткацкого поммастера при комбинате. Каждый день он ходил домой 7 км туда и обратно. Время было тяжелое. Электричество поступало с перебоями. Керосиновые лампы не давали нужного освещения, но все производства работали без остановки. Дел было много, подростки помогали, где могли, сверхурочно на всех подсобных работах: разгружали вагоны с сырьем и материалами, грузили ткань в вагоны, таскали уголь. Дополнительный талон на кашу был в радость. За буханкой хлеба на всю семью в Зеленый магазин Николай ходил с двумя сестрами. Выстояв весь день в очереди, которая тянулась от старого кинотеатра, дети несли заветный хлеб домой. На дороге за городом их уже поджидали в кустах грабители, промышляющие разбоем. Отнять хлеб у детей не составило труда. Семья осталась в этот вечер без хлеба. Жили бедно, без скотины, только на заработки в колхозе и на фабрике.
В1944 году пришла повестка из военкомата. Всех 17-летних юношей отправили в Ленинградском направлении. Сначала молодые ребята расчищали территорию заводов после бомбежек, затем их перевезли в город Кронштадт на военно-морскую базу. Там проходило основное обучение на артиллеристов и курс молодого матроса. Жили ребята в казармах крепости, там же занимались воинской подготовкой. Новоиспеченных артиллеристов распределили по кораблям. Николай попал сначала на крейсер «Киров». Однажды в конце войны от командования поступил приказ уничтожить выявленную немецкую группировку близ берегов Германии. В море вышли на крейсере «Киров». В то время воды Балтики просто кишели минами. Плавающие мины были выловлены, но сам крейсер подорвался на глубоководной мине и получил серьезную пробоину. Моряки в машинном отделении погибли. Николая спасло то, что он находился на палубе у орудия.
Известие о Победе пришло в Кронштадт рано утром. Это было всеобщее ликование, люди всех возрастов плакали, не стесняясь своих слез. Далее была служба в Германии в Кильском канале. Николай хорошо запомнил, как конвоировал в качестве охраны немецкие эсминцы в порт Либау в Прибалтику. На одном из них, которому было присвоено имя «Проворный», Николай продолжил свою дальнейшую службу. Судьба подарила ему два счастливых шанса в жизни: уже после войны он мог дважды трагически погибнуть — один раз в море при крушении шлюпки, а другой — на земле при взрыве снаряда, но он остался жив.
Старая бабушка Феоктиста после войны очень ждала возвращения сына Николая со службы на побывку. В 1947 году Николай приехал, застав ее живой. Как она радовалась этой последней для нее встрече и печалилась, что нечем его накормить — такой был голодный год! В военкомате парня послали на Северный аэродром, где он получил воинский паек. Николай привез продукты в семью — это был маленький праздник со слезами горя и радости. Этой же осенью Феоктисты не стало.
Он нашел отца, который вновь женился, и стал жить с ним. Юноша решил вернуться к своей специальности, но мест не было. Помогла ему устроится начальник 1 ткацкого цеха Т.И.Одинцова, с которой в войну он вместе работал. Женщина вспомнила проворного паренька. Его устроили в 3 ткацкий цех поммастером, где он проработал 47 лет на одном месте. В 1951 г. Николай женился на Нине Ивановне Егоровой из города Бежецк Калининской области — экономисту по образованию. Молодой девушкой по распределению техникума она приехала работать на комбинат «Большевик». Молодые решили перестроить и расширить дом отца на улице Воровского (сегодня на этом месте стоит Дом культуры). В 1953 родилась первая дочка Татьяна, а в 1960 — дочка Ирина. Через 16 лет дом был снесен по плану городского строительства.
В 1957 году Николаю торжественно вручили нагрудный знак «Отличник Советской Армии». Многочисленные почетные грамоты бережно хранятся в семье ветерана, а памятные юбилейные медали, серебряная медаль Жукова, знак СССР «Фронтовик 1941-1945» и награды за добросовестный труд украшают грудь Николая Флегонтовича. Он не раз становился победителем социалистического соревнования на предприятии, имеет медаль «Ветеран труда» и звание «Ветеран труда», по праву гордится своей более полувековой трудовой деятельностью на одном рабочем месте на комбинате «Большевик».
Рассказывая о своем детстве, Николай Флегонтович вновь и вновь возвращается мысленно в родные места, вспоминая свою Малую родину — село Пархачево, соседей, батюшку Алексея (Василевского), о котором люди говорили только с восхищением. Среди священнослужителей того времени в живых после гонений остались единицы. Спасла батюшку его знаменитая фамилия, как родственника маршала Василевского. До войны в храме Пархачева был замечательный хор. Сам отец Алексей был очень образован и играл на музыкальных инструментах. Сохранилось редчайшее фото того времени (1925 г.), на котором запечатлен весь состав церковного хора из 18 человек.
В действительности в Пархачеве было два красивых парящих храма. Первый собор стоял в центре села, а вторая церковь была построена на кладбище, куда вели каменные фигурные ворота. После закрытия храма в 1948 г. отец Алексей проводил службу на дому, никому не отказывая в требах: крещении, миропомазании, причащении, покаянии, венчании.
До 84 лет Николай любил ходить в лес за орехами и грибами, пока ориентировался в лесу. Он хорошо знает местность и любит природу. Расстояния не были для него проблемой. В 2008 году в возрасте 78 лет ушла из жизни его любимая жена. Дочери и внучки окружили отца особой заботой. Спокойный, воспитанный в строгости, Николай Флегонтович никогда сам не говорил о людях плохо и детям не позволял. Наверное, за это Бог дал ему долголетие и здоровье. Всю жизнь ветеран прожил в согласии с природой и окружающими, не обидев никого ни словом, ни поступком.
Его братья и сестры выросли очень достойными людьми. Брат Николая, Геннадий Флегонтович Папин (1916 г.р.), стал ветврачем. На фронт его не брали, так как стада коров, быков и лошадей в районе некому было лечить и осматривать. Как главный ветврач Родниковского района, он объезжал колхозы на лошади и помогал колхозникам во всех вопросах, связанных с животноводством. Жил скромно при ветстанции, приходил людям на помощь по первому зову, поэтому его очень ценили в районе. Потом переехал на постоянное место жительства в село Филисово. Старший брат, Виктор Флегонтович Папин (1909 г.р.), стал кадровым военным, офицером, прошел Финскую и Великую Отечественную войны, был замполитом части, затем служил в Германии. Позднее в чине подполковника выбрал для жизни город Ленинград, создал семью и воспитал много детей. Умер в возрасте 70 лет. Сестра Валентина Флегонтовна Папина (Медведева) получила высшее образование и работала в городе зоотехником, жила на Ленинградской улице, умерла в 83 года. Дядя Николая, брат отца Флегонта, Папин Федор Яковлевич, был крупным специалистом по торговле в городе Иваново и имел одну из высших должностей в области.
Главное богатство ветерана сегодня — его дети, три внучки, пять правнучек, два правнука и праправнучка. Они обязаны ему чистым небом над головой, миром, свободой и независимостью нашей Родины! Огромная семья чтит память всех воинов, живущих ныне и павших за правое дело.
Все фотографии рода Папиных оформлены в рамочках в комнате ветерана. Это большое древо жизни хранит в себе немало интересных историй, которые предки не успели передать подрастающим поколениям. Достойные люди, рядовые, военные и почетные труженики своей страны, они покоряют живущих своей скромностью, терпением, верой в лучшие времена, любовью к стране и ближним. Красивые и открытые лица на фото, как ангелы-хранители, оберегают и сегодня свой род.
Дай Бог, чтобы наши потомки знали историю своих корней и всегда гордились ею!
Л. Котова
Могу назвать десятерых женщин из церковного хора на фото. По другим данным оно начала 30-х годов прошлого века.