«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ…»

0
103

780 лет тому назад — 15 (22) июля 1240 года — состоялась Невская битва, в которой новгородское войско под руководством князя Александра Ярославича (прозванного затем «Невским») одержало победу над шведскими войсками.

Об этом событии, произошедшем, страшно сказать, почти восемь веков назад, кто-то помнит из школьных учебников истории, где-то о нём читал, что-то слышал, но все эти знания, как правило, отрывочны и неполны.
И не только из-за того, что мы плохо знаем историю своей страны. Проблема ещё и в том, что Невская битва довольно слабо отражена в исторических источниках, которыми, в основном, служат летописи.
Надо сказать, что в шведских летописях об этом событии не сказано ничего. Это довольно странно, так как о состоявшемся менее чем через два года Ледовом побоище немецкие хроники писали уже довольно подробно.
Что касается отечественных письменных источников, записи о Невском сражении можно найти в двух новгородских летописях, а также в написанной в конце XIII века «Повести о житии Александра Невского».
Попытки обнаружить какие-то археологические данные на предполагаемом месте сражения также результатов не дали.
Больше того, прозвище «Невский» было «присвоено» князю Александру летописцем лишь в XV веке.
Исходя из всего этого, попробуем, с большей или меньшей степенью достоверности, основываясь только на известных источниках, восстановить события лета 1240 года, кратко изложив летописные тексты на современном русском языке.
* * * * *
В первой половине XIII века на северо-западе территории современной России происходили многочисленные столкновения между различными карельскими, финскими, балтийскими и славянскими племенами, которые жили вперемешку и то нападали друг на друга, то объединялись, чтобы вместе защищаться или нападать на другие племена.
Главными же противостоящими сторонами, принявшими участие в событиях 1240 года, стали королевство Швеция и Новгородская республика. Называть новгородцев «русскими» ещё нельзя, так как русская народность (а тем более – русская нация) к XIII веку ещё не сложилась.
В этом противостоянии обе стороны, и новгородская, и шведская, стремились поставить под свой контроль территорию, прилегающую к реке Неве, связывающей Балтийское море и Ладожское озеро, а также Карельский перешеек.
Для шведских феодалов восточные земли были, как для Гитлера, «жизненным пространством» (тем более что большинство других восточнославянских княжеств оказались тогда ослаблены монгольским нашествием), а Нева для новгородских бояр и купцов, как затем Балтика для Петра I, «окном в Европу».
* * * * *
Летом 1240 года шведские корабли прибыли из Балтийского моря в устье реки Невы. Высадившись на берег, шведы и их союзники (норвежцы и представители финно-угорских племён сумь и емь) раскинули шатры в том месте, где Ижора впадает в Неву.
Однако границы Новгородской земли охранялись «морской стражей» из финно-угорского племени ижора, которые обнаружили противника и послали гонца князю Александру.
Получив известие о приближении шведов, князь Александр Ярославич, который тогда был наёмным военачальником у новгородских бояр, принял решение действовать своими силами, не запрашивая помощь у отца — Великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича.
Александр выступил только со своей дружиной (двором) и частью новгородского ополчения. Многие новгородцы даже не успели к ним присоединиться. Также в битве участвовали ополченцы из города Ладоги, присоединившиеся по пути.
Перед выступлением, по обычаю, воины собрались у собора Святой Софии в Новгороде и получили благословение от архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, фраза из которой дошла до наших дней и стала крылатой:
«Братья! Не в силе Бог, а в правде. Вспомним песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо».
* * * * *
Около полудня 15 июля (22 июля по новому стилю) 1240 года началось сражение на Неве.
Численно шведы и их союзники, которых, по некоторым данным, было около 5 тысяч человек, примерно в три с половиной раза превосходили войско Александра (1300-1400 воинов).
Однако новгородцы под командованием Александра напали на шведский лагерь внезапно, врубившись двумя конными отрядами в самый центр расположения войск противника, находившийся на берегу Невы и «прикрытый» слева Ижорой.
Пехота новгородцев в это время наступала справа, вдоль Невы.
Князь Александр Ярославич лично участвовал в сражении и даже, в самом его начале, по сообщению летописца, «на лице самого короля оставил след острого копья своего…». Под словом «король» подразумевается, видимо, командующий шведскими войсками Ульф Фасе.
Ожесточённая битва продолжалась весь день и окончилась лишь к вечеру. Одержавшие победу новгородцы не стали, однако, добивать шведов, и, видимо, чтобы избежать лишних жертв, не препятствовали противнику погрузиться в уцелевшие корабли и отплыть восвояси.
* * * * *
По противоречивым сообщениям источников и по другим косвенным данным, потери шведов в Невской битве составили примерно несколько сотен человек убитыми. Новгородцы потеряли всего лишь в пределах ста воинов.
Это была полная победа.
Однако из-за страха перед тем, что после победы роль Александра в ведении дел может возрасти, новгородские бояре стали строить князю всевозможные козни.
Александр Невский уехал к отцу, но уже через год новгородские жители снова пригласили князя для продолжения войны с Ливонским орденом, подошедшим к Пскову. Впереди Александра Невского ждало ещё одно, прославившее его, историческое сражение — Ледовое побоище…
* * * * *
Так была ли всё-таки Невская битва? Конечно же, была.
Являлось ли это сражение большим и кровопролитным? Нет, по своим военным характеристикам, это был, скорее всего, локальный пограничный конфликт.
Однако историческое значение Невской битвы огромно. Александр Невский в этом сражении сумел «малой кровью» остановить продвижение Шведского королевства на Ладогу и Новгород, и, тем самым, предупредил опасность скоординированных действий Швеции и германского Ливонского Ордена в ближайшем будущем. Всё это было тем более актуально в то время, когда большая часть русских княжеств находилась под властью монголо-татарского ига.
Балансируя между этими двумя противниками, договариваясь с Востоком и сражаясь с Западом, будущий Великий князь Александр сумел сохранить ту экономическую, территориальную и культурно-языковую общность, из которой в дальнейшем выросло государство под названием Россия…
М. Сметанин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here