Многие родниковцы, гуляя по центру, даже не догадываются, что за красивым фасадом здания на Советской улице находится один из лучших комплексных центров Ивановской области. В советское время его называли просто «дом для престарелых». Сегодня в этом здании пожилым людям уважаемого возраста, оставшимся без поддержки родных и близких, созданы все условия для нормальной жизни. В основном здесь проживают женщины. Самой старшей из них совсем недавно исполнилось 95 лет. Рассказывая о своей нелегкой судьбе, бабушки не могут сдержать слез от печали или постигшего их горя. Временами рассказ женщин о приятных воспоминаниях детства озаряет их лица улыбкой, и ее лучики разбегаются по многочисленным морщинкам, разглаживая их и высвечивая в памяти самые светлые моменты, хранимые в сокровенных уголках души. Воспоминания приносят облегчение людям от той тяжести, которая копилась в их душах годами и осталась невысказанной болью. Это так важно, чтобы тебя слушали, понимали, сочувствовали, особенно в таком возрасте.
В родниковском спецдоме для одиноких престарелых проживают женщины — труженицы тяжелых военных лет. Это дети войны, их судьбам и будет посвящено наше небольшое повествование.
Утро в спецдоме, как обычно, начинается с завтрака и обхода медицинской сестрой Н.В. Смирновой всех своих подопечных. Она не просто опытный сотрудник: женщины и мужчины называют ее «доктор Надя». Как прирожденный и профессиональный медик, Надежда Викторовна внимательно выслушает каждого человека, измерит давление и проведет необходимые процедуры. Чистота и порядок, свежий воздух помещений после уборки и проветривания наполняет коридоры, зал и комнаты проживающих. Светлые пастельные тона стен, великолепные картины, облицовка пола плиткой, красивые люстры, новая мебель и прозрачно-чистые пластиковые окна не оставили никаких тягостных ощущений. Наоборот, эти помещения дышат уютом, заботой и человеческим теплом. Двухэтажное здание как бы разделено на категории: на втором этаже сам спецдом, где проживает 17 человек, и они сами оплачивают коммунальные услуги. Если им необходима помощь или дотация, эти вопросы решает комиссия соцобеспечения. А на первом – отделение временного проживания. Здесь живут пожилые люди, оставшиеся по разным обстоятельствам без жилья. Их всего 19 человек. Отделение временного проживания предусматривает полный пакет социальных услуг: питание 4 раза в день плюс кефир на ночь, медицинское обслуживание (уход и услуги врача), коммунальные услуги, уборка помещений, услуги прачечной. Оплата всех услуг составляет 75% от дохода пожилого человека. В спецдоме есть также гостиница, где человек может проживать бесплатно один месяц до решения вопроса о его направлении в интернат или другой пансионат. Обслуживают пенсионеров 14 человек, круглосуточно работают санитарки и вахта.
Какая судьба привела сюда милых и отзывчивых старушек, которые не озлобились на жизнь, а принимают ее такой, какая она есть сегодня и сейчас?
В начале встречи о своей судьбе рассказала Лидия Николаевна Горбачева. Родилась она 25 октября 1929 года в бывших номерах на Советской, 12, где проживала вдвоем с мамой в узкой комнатке около 10 кв. м. Отец Лидии работал в литейке и погиб на войне до 1941 года, а мама была ткачихой. В возрасте 10 лет перед Великой Отечественной войной маленькая Лида потеряла маму (та умерла от болезни) и осталась сиротой. Опекунша, член партии, оказалась недобросовестной воспитательницей. Одинокая женщина, пытаясь устроить свою личную жизнь, приводила в маленькую комнату, в которой кроме кровати и сундука ничего не помещалось. Для Лиды здесь уже не было места, и через месяц девочка ушла от нее на улицу. Она скиталась по подъездам, жила на лестницах общежитий, ходила по квартирам, где пустят переночевать и накормят хоть чем-нибудь. Редко Лида посещала семью брата матери и иногда ночевала, но там тоже было голодно. Однажды девочку привели показать ткацкое производство комбината «Большевик», чтобы выучить в ПУ на ткачиху, но она так напугалась гула станков, что убежала в ужасе и ушла на год в няньки в деревню Котиха. Но все когда-то заканчивается… Наступили голод и нищета военного времени. Как-то сотрудники фабкома увидели скитающегося ребенка и привели девочку к директору комбината Сорокину, который высокую, выглядевшую старше своего возраста Лиду, взял на предприятие. Сначала Лидия была рассыльной, а затем смышленая девочка самостоятельно освоила ровничные машины. Лидии предоставили жилье с другими подростками. Комбинат оплачивал все коммунальные услуги и кормил детей-сирот. У проходной комбината была старая деревянная школа, в которой Лида закончила два класса. В 1952 году юная Лидочка вышла замуж за Пазухина Владимира Николаевича в деревню Скрылово. В семье родились сыновья Николай и Вадим. В рабоче-крестьянской семье еще до Лидии была корова, потом появились коза, поросенок, куры. Чтобы прийти на заработки, Лидия вставала в три утра и шла пешком на комбинат. С рождением детей стало еще труднее. Лидия Николаевна с особым теплом вспоминает свекровь, которая в пересменку с ней сидела с детьми, так как детского сада раньше в деревне не было. Приходилось меняться сменами на производстве, чтобы встретиться на дороге и сообщить друг другу о состоянии детей. Именно свекровь научила Лидию всем домашним премудростям, никогда не упрекая сироту за незнание домашнего быта. И Лида старалась, вникала во все дела, трудилась без устали. Дети росли, закончили ПТУ, стали ремонтировщиками. Николай рос болезненным и рано ушел из жизни. Умерли муж и сын Вадим, оставив бабушке двух внучек и внука, но сноха увезла их на юг, и все связи оказались потерянными. В 1981 году умерла свекровь, и Лидия Николаевна осталась совсем одна, больная, со старым хозяйством, которое уже было тяжело содержать.
Проработала Лидия Николаевна на ровничных машинах до 1979 года (38 лет). Официально рассчитана на комбинате в 1990 году. 25 октября этого года ей будет 88 лет. Живет в спецдоме двенадцатый год. Женщина сама себя обслуживает и наводит порядок в маленькой комнате. И душ, и баня – все рядом. Лидия Николаевна очень позитивный и адекватный человек, но, рассказывая о своем детстве, не может сдержать слез. Она рано была лишена родительской любви и очень жалеет, что не смогла подарить свою любовь увезенным внукам.
Другая женщина — Клавдия Павловна Сиволобова отметила 12 августа славный юбилей. Ее возраст — 95 лет. Женщину-долгожительницу поздравили работники администрации района, работники ОБУСО Родниковский КЦСОН, работники спецдома. Цветы и подарки, самые теплые слова были очень приятны пенсионерке, тоже посвятившей всю жизнь работе на комбинате «Большевик». Вот что рассказала Клавдия Павловна: родилась она в 1922 году в деревне под Нижним Новгородом в многодетной семье и молоденькой девчонкой приехала в Родники, чтобы устроиться на работу на комбинат. Всю жизнь была ткачихой, но пришлось немного поработать и прядильщицей. Перед войной юная Клава работала в колхозе на всех тяжелых работах, собирала грибы и ягоды. Война застала ее в 19 лет на рабочем месте. Долгие военные годы трудилась Клавдия для фронта, для победы, забывая о еде, о себе и тем более о личной жизни. Жила она, как и многие рабочие комбината, в так называемых «номерах» на улице Советской, 12. Эти маленькие комнатки с общей кухней сохранились навсегда в памяти пожилых поколений. Лишь в отпуск летом после войны приезжала Клава к себе домой, чтобы обнять родителей, а позднее посетить их могилки. Большой сельский дом запомнился ей голосами родных, запахом сена. Родители держали много скотины, чтобы вырастить детей здоровыми. А детей у Александры и Павла было шестеро: 3 сына — Василий, Николай, Александр и 3 дочери — Анна, Мария и Клавдия. Никого не осталось в живых.
Раньше в Крыму жил один из братьев, и Клавдия ездила к нему в гости. Сегодня она осталась одна на белом свете без родных и близких ей людей. Клавдия Павловна верующий человек. Она много молится и просит царства небесного для своих родных. Если бы она могла свободно двигаться, то непременно бы поехала в родные края, туда, где покоятся отец и мать, но возраст уже предъявляет свои требования. Клавдия Павловна в свои годы находится в полном уме и памяти, свободно разговаривает и внятно излагает мысли. Конечно, память уже дает сбои, забываются события, имена и даты. И в то же время мозг вдруг, неожиданно, выдает информацию, которая была давно забыта. Стоило только разворошить память, как картины прошлого начали разворачиваться целой панорамой родных мест: это и отчий дом, и храм, и погост, и знакомые тропки, где бегали босоногие крестьянские дети и пели песни селяне вечерами. Люди вспоминают чаще то, что было всего дороже сердцу, к чему прирастает наша русская душа и не знает покоя, оторвавшись от родного места. Клавдии Павловне кажется, что отчий, одинокий дом, где ей так хочется погладить родные стены и в последний раз побывать на могилах родителей, все ждет ее возвращения. Сколько раз в своих снах посещала она милые места, возвращаясь в тяжелое, но такое радостное детство. Пусть эти сны наполняют душу пожилого человека своим особенным светом!
Третья встреча познакомила меня с Галиной Викторовной Ступенковой. Родилась Галина 30 августа 1937 года в Шуйском районе в деревне Слободка Семейкинского сельсовета. Родители-труженики работали много: отец — на ситцевой фабрике в Шуе, а мама — приемщицей молока в совхозе. Она проверяла его качество и отправляла в город. Только представьте: ежедневно 4 км из Слободки в Шую и столько же обратно – поколениям прошлой эпохи не нужен был фитнес. Лишним весом никто не страдал! В хозяйстве были корова, овцы, поросята, куры и другая живность. Мама Галины любила и держала пчел. К этому ее приучил отец. Дед Галины был настоящим крестьянином, имел несколько гектаров земли, дом и много детей, которые сами работали на своей земле. После войны повальное воровство ульев с медом и пчелами вынудило семью Галины отказаться от содержания пчел. Галина росла в семье с двумя братьями: Валентином и Владимиром. Учились дети в школе соседнего села, в которую ходили пешком 2 км в любую погоду и с большой охотой. Затем была ивановская кооперативная школа по специальности «продавец». Но продавцом Галине поработать почти не пришлось. Молодой человек после свадьбы увез Галину в свое село, где они начали строить дом. Село вскоре стало пустеть, и молодая семья перенесла недостроенный дом в большое село Китово.
Работала Галина на птицефабрике, которая была потом разрушена и разворована в годы перестройки. Вскоре родился желанный сын, который вырос, уехал в Москву, женился и подарил маме двух внуков. Галина, как и ее мама, всю жизнь любила домашнюю скотину. Даже корову она продала только после смерти мужа, за которым ухаживала два года из-за его тяжелой болезни. Да и у самой Галины стенокардия все чаще давала себя знать. Когда женщине исполнилось 64 года и другие болезни стали одолевать, пришлось расстаться с домом и подворьем. Деньги она подарила семье сына, который прожил очень короткую жизнь и был убит 11 лет назад, работая начальником вневедомственной охраны (заказное убийство). В Москве Галина прожила лишь 4 месяца и приехала в Родники к золовке (сестре мужа). Галина никому не хотела быть обузой и сама попросилась в спецдом. Брат Владимир не раз приглашал Галину приехать погостить у него, но болезнь снова нарушила все планы. Низкий гемоглобин и сильнейшая сердечная недостаточность помешали женщине съездить к родственникам, которые так ждут Галину. Однако в еёдень рождения встреча родных людей все же состоялась. Цветы, подарки и поздравления от семей брата и двоюродного брата были очень кстати. Пусть такие встречи ещё состоятся не раз и в этом году, и в последующих.
Рассказы бабушек о своих судьбах поражают драматизмом, искренностью и желанием хоть что-то изменить к лучшему даже в преклонном возрасте.
Мы все понимаем, что жизнь не вечна, и пережить своих детей — очень страшное испытание. Не дай Бог испытать вам когда-нибудь эти чувства одиночества, покинутости и безвозвратно ушедшего счастья.
Любите и лелейте своих стариков и детей! Берегите родных и близких!
Л.Котова