В 2016 году в России взят новый вектор развития экологической грамотности населения. Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы.

Из-за плохой экологии ухудшается здоровье взрослых и детей. В магазинах нам продают некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и промышленности. 2017 год в России был объявлен годом экологии.
Мы считаем, что экологическое воспитание детей является очень важным. Несомненно, что чем раньше начинать прививать ребёнку основы экологической культуры, тем больше уверенности в том, что он не станет наносить ей урон, будучи взрослым. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян.
В старшей группе «Почемучки» детского сада №4 «Золотой петушок» (с. Пригородное) дети с удовольствием помогают взрослым в уходе за комнатными растениями, выращивают зимой огород на окне, увлекаются опытной деятельностью.
Мы – педагоги объясняем дошкольникам явления живой и неживой природы, большое внимание уделяем проектной деятельности по экологии. В результате занятий по экологическому воспитанию и развитию дети хорошо знают правила поведения в лесу, на водоёме, знают, какую пользу приносят птицы, животные, насекомые. Экскурсии в парк, на пруд, луг, игры-путешествия типа «Вокруг света» обогащают творческую фантазию дошкольников. Созданные ребятами и их родителями композиции из природного материала стали украшением уголка природы. В ходе экскурсий дети посещают фермерское хозяйство, в группе проводятся открытые занятия по экологическому воспитанию для родителей и педагогов. Много внимания уделяется экологическим играм, просветительской работе с родителями. Это оформление папок – передвижек и фотовыставок. Дети и родители группы «Почемучки» приняли участие в районной выставке «Понарошкин мир», фестивале детского творчества «Муравейник», которые были посвящены Году экологии в России.
В своей работе с детьми мы часто используем технологию проектной деятельности, т.к. считаем ,что одно из её достоинств – обеспечение каждому ребёнку важности и необходимости в коллективе, а также развитие способности к выбору адекватных решений и умение выстроить из частей целое.
Хотим поделиться с читателями результатами экологического проекта «Мы – за чистое село», посвящённого экологическому воспитанию дошкольников, активными участниками которого стали не только педагоги, но и дети, родители, социальные партнёры.
Село Пригородное, в котором построен наш детский сад, большое и очень красивое. В селе есть замечательный стадион, детские площадки, тенистый парк, водоёмы и т.д. Летом оно утопает в цветах и зелени, осенью – в золоте и багрянце листвы, а зимой радует глаз своими белоснежными просторами. Весной, как только начинает таять снег, обнажается другая сторона села: кругом разбросан мусор, обёртки от мороженого и чипсов, бутылки и многое другое. Такую картину можно увидеть у магазина, на детских площадках и даже возле сельского совета. Администрация сельского поселения активно борется с этим: регулярно организует субботники по очистке территории от мусора, награждает владельцев самых ухоженных и цветущих подворий, организует ремонт дорог и покос травы. Однако, при мониторинге экологической обстановки села детьми и педагогами обнаружилось, что недалеко от сельского совета жителями организована свалка, постоянно захламляются берега прудов, вода в них непригодна для купания. Неправильный выгон КРС местного предпринимателя наносит невосполнимый ущерб парковой зоне — животные вытаптывают растения, ломают ветки деревьев.
Мы задумались с ребятами над тем, что можно конкретно сделать своими силами для улучшения экологической обстановки нашей малой Родины.
Цель, которую мы перед собой поставили – привлечение внимания жителей к проблеме загрязнения села, а отсюда формирование экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору не место на полях и обочинах села, что водоёмы должны быть чистыми, а крупный рогатый скот должен пастись в специально отведённых местах.
На первом этапе проекта шёл сбор фотоматериалов об экологической ситуации в селе Пригородное. Мы с ребятами исследовали территорию парка возле детского сада, состояние придомовых территорий, совершили поход на водоёмы, находящиеся в непосредственной близости от села.
Одновременно с этим мы занимались проведением бесед с детьми, чтением экологических сказок, стихов и показом презентаций и фильмов на экологическую тему. Мы вспомнили с ребятами ход и результаты двух предыдущих экологических проектов, которые проходили в нашей группе: «Деревья – наши друзья» и «Экологические сказки». Большое внимание детей привлёк короткометражный фильм «Улыбка Природы».
Дети долго были под впечатлением от фильма и делились своими впечатлениями друг с другом и родителями. Нам удалось подробно и увлекательно рассказать о вреде загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и привлечь ребят к участию в поддержании чистоты нашего села. Мы предложили детям выразить свое отношение к этой проблеме в рисунках. А домашним заданием стало: изготовить вместе с родителями поделки из бросового материала для выставки.
Практическую часть нашего исследования мы с детьми решили начать с опроса взрослых – родителей, работников нашего детского сада, своих родственников и знакомых, а также жителей села Пригородное (взрослых и школьников) для того, чтобы узнать их мнение о том, от кого зависит чистота нашего села.
В ходе наших экскурсий по селу были выявлены самые загрязнённые участки и собран материал для «Доски позора».
Далее мы с детьми занялись изготовлением экологических листовок и социальных плакатов на тему загрязнения окружающей среды. В ходе очередной прогулки мы вручили листовки жителям, разместили их в общественных местах: на остановке, в магазине, здании администрации, разложили в почтовые ящики.
В группе совместно с родителями была оформлена выставка поделок из бросового материала, а также фотографий и рисунков на экологическую тематику.
Затем ребята предложили провести конкурс экологического рисунка на асфальте, в котором с удовольствием поучаствовали и мамы с папами.
Одно из заседаний родительского клуба «Счастливый ребёнок», который работает в нашей группе уже 3 года, мы полностью посвятили теме «Природа глазами ребёнка», в ходе которого мы с родителями обсудили ход проекта «Мы – за чистое село!». Порадовал и мастер – класс «Вторая жизнь ненужных вещей», который провела для нас мама одного из воспитанников. В заключение ребята исполнили для участников клуба замечательную песенку про грибные дождики.
Затем ребята самостоятельно захотели навести порядок в парке возле детского сада, и мы устроили акцию «Чистая тропинка». Родители подарили нам молодые сосенки, а потом мы вместе посадили их на территории садика и за его пределами. Эту акцию мы назвали «Зелёная иголочка».
Идея придумать и театрализовать экологическую сказку нам с детьми пришла не случайно. Она родилась ещё в ходе предыдущего проекта «Экологические сказки», а воплотилась в жизнь в проекте «Мы – за чистое село!» При создании сказки мы старались учесть пожелания каждого ребёнка и назвали её «Жил-был Мусор». Мы показали её ребятам из других групп, педагогам и родителям, которые помогли нам с костюмами. Мы учились сортировать мусор — было весело!
Заключительный этап проекта мы начали с изготовления природоохранных щитов. В этом нам помогли папы нашей группы, а мы придумывали надписи для них. Затем родители, воспитатели и дети в торжественной обстановке разместили щиты в парке возле детского сада и у водоёмов.
Мы поняли, что проблему надо решать сообща со взрослыми на уровне администрации поселения и записались на приём к Главе сельской администрации Лапшиной Е.Н.
Вот какой фронт и последовательность работ предложили дети, родители и воспитатели:
1. Привести в полный порядок всю территорию села (очистить от мусора, запретить несанкционированные свалки, в перспективе установить новые контейнеры для раздельного сбора мусора)
2. Ежегодно продолжать проводить субботники возле жилых домов и учреждений
3. Запретить выгон скота в парке
4. Разработать план по очистке прудов с. Пригородное
Глава администрации поблагодарила ребят за внимательное отношение к проблемам села. На этой встрече был принят ряд решений по охране окружающей среды с. Пригородное. А «Доску позора» разместили на интернет –ресурсе села, чтобы взрослые увидели то, что увидели дети.
В результате нашего проекта полностью запрещён выгон КРС в парковой зоне, проведены субботники у домов и в парке, ну а дети следят за порядком на территории возле родного детского сада.
Конечно, работу по экологическому воспитанию нельзя ограничить одним проектом или одним Годом экологии. Она должна вестись ежедневно и ежечасно нами, педагогами, в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников для осознания ими важности вопроса экологического будущего своих детей.
Воспитатель Твердова Н.В.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here