Издревле в Ивановской области селились монахи-отшельники. Они основывали монастыри, которые стали оплотом православия на Руси. Пожалуй, самый уникальный из них — Николо-Шартомский мужской монастырь в селе Введенье Шуйского района.
Нам представилась уникальная возможность изнутри познакомиться с жизнью братии монастыря, понять, что люди ищут здесь и что находят. Нечасто можно узнать подробности о жизни иноков. Монахи тщательно оберегают ее от посторонних глаз.
38-летний отец Андроник родом из Ульяновской области, в монастыре живет с 2004 года. Он отвечает за производственную часть монастыря: все огромное хозяйство в его ведении. За столько лет отец Андроник стал профессиональным агрономом. Он и был нашим «гидом» по монастырю.
Добраться до Введенья не сложно. По трассе Родники-Иваново нужно доехать до перекрестка дорог на Фурманов и Шую, повернуть налево и преодолеть километров десять. Когда выедешь на пригорок, впереди открывается необыкновенно красивый вид. Словно на ладони, вдали виднеется древнее село Дунилово со сверкающими на солнце куполами около десятка храмов и монастырей — золотыми, белыми, зелеными, синими со звездами…
В Дунилове возьмите правее, и сельская улочка выведет на окраину, в сторону села Введенье. Через пять километров дорога сама приведет в Николо-Шартомский мужской монастырь …
Из истории монастыря
Монастырские стены высятся на месте слияния двух рек, там, где речка Молохта впадает в реку Тезу.
Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд о том, как он возник. Но основная и практически доказанная версия такая: благочестивая крестьянка из с. Федосово, придя за водой на речку Шартому, нашла небольшую резную иконку св. Николая. Она отнесла ее домой, но наутро святой образ исчез. Чуть позже его обнаружили на болотистом месте, прислоненным к кочке. Это событие и послужило причиной создания здесь обители.
Первое письменное упоминание о монастыре найдено в грамоте, датированной 1425 г. и подписанной рукой архимандрита монастыря. Именно в это время упоминается имя Василия Шуйского. Тогда монастырь имел в своем ведении шесть монастырей и пустынь.
Революция прервала жизнь древней обители. В начале 20-х годов XX века монастырь закрыли, ценную утварь и иконы реквизировали, библиотеку и часть икон сожгли. В последующие годы строения монастыря использовались под склады и превращены в руины.
Однако осенью 1990 г. древний Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Началось восстановление обители.
Главными святынями Николо-Шартомского монастыря в настоящее время считаются частицы мощей Николая Чудотворца и Св. Спиридона Тримифунского, а также явленный образ Св. Николая, Мирликийского Чудотворца, и икона Шуйской-Смоленской Божией Матери — список с утраченного чудотворного образа.
Наместником монастыря является архимандрит Филипп.
Архитектура монастыря
Первоначально все строения монастыря были деревянными, в 1649 г. они сгорели дотла от удара молнии. После этого все основные, вновь возводимые постройки, клались уже из кирпича. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.
Всего в монастыре возведено четыре храма: древний собор во имя св. Николая Чудотворца (XVII в.); Казанская церковь (XVII в.); церковь во имя св. Григория Акрагантийского и Преображенская церковь над Святыми вратами (1696-1813 гг.).
Ансамбль монастыря представляет собой правильный прямоугольник, вытянутый вдоль Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход ведет посетителей через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Она в плане имеет форму равноконечного креста. Надвратный храм кажется каким-то особенно уютным, на его белоснежных стенах — старинные иконы, собранные со всех уголков области.
Почти по оси главного входа высится Никольский собор — основное сооружение ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и приделом Григория Акрагантийского. Слева от собора — пятиярусная колокольня.
Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками.
Но более всего поражает своим величием и убранством Никольский собор. Классический пятиярусный иконостас украшен резьбой в древнем стиле. А столбы расписывала семейная пара художников из Санкт-Петербурга. У них погиб единственный сын, в его память они и приезжали сюда на реставрационные работы.
Как живут и трудятся монахи и послушники?
Без братии не было бы и монастыря. Сегодня здесь живут около сотни насельников. Кто же они?
Монахи обретают себя на безбрачие и отречение от всех благ мира ради служения высшим идеалам. Центральные столпы, на которых держится жизнь монаха, — целомудрие, смирение, покаяние и непрестанная молитва.
Стать монахом можно, лишь пройдя несколько стадий.
Организация жизни здесь четкая и ясная. Субординация — непререкаемая, почти как в армии, а дисциплина — основа основ. День расписан по часам, каждый знает, когда и что он должен делать. День начинается рано, в 5 часов утра. Сначала — молитва, потом в 9 часов утра — в трапезную и на послушание. Особенно тяжела работа летом и осенью.
Возраст братьев — от 20 лет. Самому старшему — отцу Вавиле 83 года. У него же самая большая борода, и, несмотря на возраст, монах ездит на велосипеде в любую погоду!
По способностям братия проходит различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, пекарне, обучаются резьбе по дереву и иконописному мастерству.
За 20 лет к прежним монастырским зданиям добавились новый братский корпус, мастерские, гостиница, теплицы, хозпостройки, пруд, огород, пасека, конюшня, коровник, птичник, хлебопекарня, производственные цеха.
Занимаются здесь рыболовством: в свой пруд по весне запустили мальков карпа, а осенью уже ловили килограммовых рыбин.
Монастырское хозяйство дает пропитание братии круглый год. На полях сеют кормовые травы, овес, пшеницу, ячмень, горох, картофель. Обывателю, наверное, представится, что раз поля монастырские — то и возделывают их по старинке. Однако это давно уже не так: ООО «Шартом», а именно под таким названием официально зарегистрировано хозяйство монастыря, является одним из преуспевающих сельхозтоваропроизводителей соседнего, Шуйского района. Землю обрабатывают с использованием самых современных методов, имеют в хозяйстве трактора, комбайны и прочую технику.
Когда подъезжаешь к Введенью, просто дух захватывает от ширины монастырских полей, которые со всех сторон окружают село. Сейчас они серебрятся под снегом, но совсем скоро — весна, потом и лето, начнется горячая пора: посевная, сенокос, а затем и уборочная. Вот тогда у отца Андроника точно не останется времени на экскурсии по монастырю и беседы с журналистами, ведь все монастырское хозяйство на его плечах. И, слушая, с какой любовью и увлеченностью рассказывает он о своем послушании, понимаешь: этот человек на своем месте, и он счастлив…
Постоянно на столе в трапезной — собственноручно выращенные овощи и заготовки из них. За огород отвечает один из братьев-близнецов — отец Михей.
Ведется традиционное для монастыря хозяйство — пасека, за пчелами ухаживает второй брат-близнец отец Иоаким. Он же сам придумал ульи с искусственным утеплителем, поэтому пчелы не погибают в них даже в лютые морозы. На пасеке — около 60 ульев, мёд — уникальный, поскольку пчелы собирают пыльцу с выращиваемого здесь на 60 га медоноса — фацелии.
Весной монастырь утопает в яблоневом цвету. Несколько лет назад монахи высадили огромный яблоневый сад. Рядом повсюду кусты смородины и жимолости. А возле монастырского пруда — красивейший розарий, который летом радует глаз насельников монастыря и паломников.
В селе нет работы, прядильная фабрика давно закрыта, поэтому селяне часто помогают монахам, чтобы как-то свести концы с концами. А уж на сенокосе и уборке урожая трудятся все без исключения. Мало того, после трудового дня монахам нередко приходится выезжать на пожары в село — в монастыре есть и своя пожарная дружина…
У Николо-Шартомского монастыря несколько подворий в Шуе, Иванове, Палехе, Юрьевце, и более двадцати храмов. Особая забота уделяется детскому приюту для мальчиков, живущих одной православной семьей в Клещёвке.
… Отец Андроник ведет нас по территории. С гордостью показывает на новенький трактор, который приобрели на днях. В монастыре есть птичник, коровник, конюшня. Наш путь – именно туда. Первым встречает нас щенок московской сторожевой по кличке Дар, по размеру напоминающий медвежонка.
И почти сразу же видим красавца-коня породы русский тяжеловоз, который с любопытством косит свои умные глаза на незнакомцев, доверчивая морда тянется к теплым рукам …
Всего в конюшне шесть лошадей, включая жеребенка. Их используют по назначению, летом запрягают в телеги. Хотя главный по лошадкам отец Илья уверяет нас – держат лошадей исключительно для красоты!
По дороге на птичник встретили монахиню, чистящую дорожки от снега. Мать Анна – родом из Иванова, когда-то преподавала в университете, кандидат биологических наук. Во Введенском женском монастыре, который располагается тут же, в селе Введенье, при Николо-Шартомском, живет уже 27 лет. И хотя ей 54 года, на вид это красивой женщине не дашь более 40. «Молитва красит», — улыбается отец Андроник.
В птичнике меня … напугал отец Авраам. Двухметрового роста, бородач в черной одежде вышел из-за угла неожиданно, но, когда видишь его добрейшие глаза, все сомнения уходят прочь. 48-летний главный птичник родом из Самары, в монастыре живет более 25 лет, ухаживает не только за полутысячей коричневых несушек, но и за парой сотен перепелов. Разрешил взять десяток разноцветных перепелиных яиц и нам.
На прощанье сфотографировала великана с его любимой кошкой Лапкой …
В цехе, где обрабатывают гречневую крупу, мы никого не застали – обед. Но отец Андроник подробно рассказал технологию очистки гречи от шелухи на современном оборудовании.
И, конечно же, не могли не заглянуть на ферму. Стоящие в два ряда около 70 коровок костромской породы готовились к дойке. А доят их с помощью аппаратов. Есть среди буренок рекордсменка по кличке Мимоза, которая давала аж 46 литров за сутки! Кстати, все клички животным дают послушники, которые за ними ухаживают. Это просто «песня» – Кувшинка, Лада, Мечта, Бусинка, Белка, Роза, Лилия, Герань …
Несколько дней назад корова Липа родила симпатичную телочку, навали Лапой! Все малыши находятся в особом, детском отделении фермы.
Приятно удивила чистота в коровнике, проходы постоянно засыпают свежими опилками. Да и сами коровки чистые, упитанные …
Сколько монахов, столько непростых судеб
Среди монахов много людей, разочаровавшихся в мирской жизни.
Например, отец Кирилл. Частенько его можно встретить на входе в монастырь, где он несет послушание привратника.
Сам он родом из Пермской области, в монастырь пришел, пройдя много испытаний. После службы в армии в лихие 90-е годы молодой мужчина в поисках смысла жизни метался от одной религии к другой. Потом все же определился со своим путем и ни разу не пожалел о своем уходе в монастырь, считает, что настоящая жизнь лишь здесь — за чтением православной литературы, послушанием и повседневным трудом.
Другой бывший известный насельник монастыря – Анатолий Лапшин, выпускник МГИМО с красным дипломом, знающий несколько иностранных языков, бывший бизнесмен. Он прожил в Николо-Шартомском монастыре несколько лет.
В 90-е годы у него был успешный бизнес. Были деньги, пирушки, жениться не спешил… Однажды его, 24-летнего, похитили конкуренты, жестоко избили, вывезли в Ярославскую область, держали на хлебе и воде, требуя отказаться от бизнеса. Попытался бежать, не получилось, и подписав-таки отказ от бизнеса, уже ожидал своей смерти. Тогда Анатолий стал молиться, вспоминал свою бабушку, которая водила его в детстве в храм … На утро забылся, очнулся от звука открытой двери. Убивать его не стали, а голодного, в оборванной одежде, без документов просто выкинули на улицу. Помог ему встретившийся на улице дедушка в невзрачной одежонке, дал денег, которых аккурат хватило на билет до Москвы. Тот день и стал переломным в его судьбе, ведь молился Анатолий Николаю Угоднику, а дедушка, который ему помог, оказался очень похож на святого, каким его описывают. Анатолий сделал выбор – уйти в монастырь, молиться Богу. В 2004 году приехал в Николо-Шартомский монастырь, где принял постриг и стал иеромонахом Алексием. Сегодня, уже который год в качестве послушания иеромонах несет свою миссию в Маниле, столице Филиппин, занимается миссионерской деятельностью …
Посещали монастырь известные киноартисты (Никита Михалков, Ольга Шукшина и другие), недавно побывал в гостях космонавт Сергей Рыжиков.
Иногда к монахам приезжают родственники, которые, как и паломники, могут бесплатно жить в гостинице со всеми удобствами и питаться в трапезной.
Монастырские продукты
За трапезу отвечает отец Фадей. Каждый день он освящает и кухню, и пищу.
Звон колокола означает начало духовной трапезы, которая проходит в церкви в честь иконы Казанской Божьей матери. После нее монахи спускаются в трапезную, чтобы вкусить трапезу телесную. Во время еды всегда читаются отрывки из Евангелия или жития какого-нибудь святого.
Пригласили и нас пообедать. Предложили гороховый суп, гречневую кашу, картошку, соленья собственного производства, квас и кисель, печенье и яблоки – все собственноручно выращенное и приготовленное с любовью и молитвой. Очень понравился душистый хлеб на закваске, испеченный самими обитателями монастыря.
Перед отъездом зашли в новый монастырский магазинчик. Здесь всем руководит матушка Матрона. Приветливая женщина, пока нет других покупателей, рассказывает о пользе продуктов, выращенных в монастыре. Она ушла во Введенский женский монастырь, который также находится здесь же, в селе Введенье, в 2009 году, спустя год, как в мужской ушел её сын …
Вся продукция в магазине – из монастыря, собственного производства. На прилавке – свежий хлеб (выпекаемый без дрожжей), молоко, творог, сметана, сливочное, льняное, горчичное и подсолнечное масло, мука трех сортов, манная крупа с отрубями, зеленая гречка, горох, рыбные котлеты и пельмени, мёд, выпечка, вареники, картофель сорта «Скарб» …
Несмотря на то, что магазин открылся только 16 января, уже есть постоянные покупатели: из Иванова, Родников, Шуи, Вичуги, Коврова, Москвы. Знают, что монастырские продукты – экологически чистые, выращенные монахами и послушниками с большой любовью и трудолюбием.
Отец Андроник угостил нас горячим кофе. Пока наслаждаемся горячим напитком, отогреваясь от пронизывающего февральского ветра, отец Андроник поясняет:
— Изначально целью было накормить монастырь, постепенно из-за использования современных технологий ведения сельского хозяйства появились излишки продуктов. Мы стали выезжать на ярмарки, но народ просил открыть свой магазин рядом с монастырем. Теперь можно в одном месте купить всю нашу продукцию.
И так совпало, что в магазин из соседней деревни Мизгино приехал менеджер семейной ягодной фермы «Шуйские ягоды» Василий Ушаков. Мужчина привез в магазин свою продукцию для продажи – варенье из жимолости, витаминные коктейли (например, с добавлением кедрового молочка), ягодный мармелад.
Рассказывает Василий Ушаков:
— На площади 10 гектаров мы выращиваем жимолость, клубнику, облепиху и малину. Летом продаем свежую ягоду. В уборке урожая помогают местные жители, приглашаем студентов из соседней Шуи …
Зимой же из замороженных ягод готовим варенье, нектары, фруктовые коктейли, соки, мармелад. Отличное варенье получается с сиропом топинамбура. Последний снижает уровень сахара в крови, а жимолость нормализует давление. И, кстати, мы только пастеризуем продукцию, то есть до кипения не доводим, поэтому все витамины сохраняются. Лишь здесь вы можете приобрести сублимированные ягоды жимолости. При минус 200 градусах удаляется вся влага из ягод, потом ягоды запаиваются в стеклянных баночках. В сухом виде они хранятся до двух лет.
… Затарив машину монастырскими продуктами и набрав святой крещенской воды, мы отправились домой, чтобы вновь окунуться в суету города, оставляя в себе частицу покоя, которую здесь получили.
Посетила монастырь Е. Малкова