Почему священника Иоанникия отлучили от церкви?

2
1081

Монах вел ночные службы и заставлял православных работать на себя.

В Кинешемской епархии ЧП. Скандал в селе Чихачево Верхне-Ландеховского района возник не на пустом месте, зрел давно, последней каплей стала жалоба в Следственный комитет РФ по депутатскому запросу из Госдумы.
За более чем 40 лет пребывания в Чихачеве настоятель Никольского храма отец Иоанникий построил целую «империю»: ему принадлежат земли и дома в округе, он является крупнейшим сельхозпроизводителем в этом районе. При этом Иоанникий — схиархимандрит, то есть монах, который принял схиму, клятву крайне аскетичного образа жизни. Говорят, что старец и его приближенные не очень заботились о Свято-Никольском храме, они построили новый, который не имеет отношения к РПЦ.
За разъяснениями мы обратились к Благочинному Родниковского района отцу Андрею (Ефанову), который в Кинешемской епархии отвечает за связь со СМИ.
Немного о самом Иоанникии (Ефименко). Родом он с Украины, монах прослужил настоятелем Никольского храма села Чихачево более 40 лет. Рассказывает отец Андрей:
— Сначала все было нормально, сейчас стал служить по ночам, но это лишь небольшие причуды, что не является большим нарушением. И не забывайте, Кинешемская епархия существует всего 8 лет, ранее была единая Ивановская епархия.
То, что там сложилась неблагоприятная обстановка, мы заметили давно и на епархиальном сайте об этом писали. Но насколько все серьезно, мы, конечно, не знали, поскольку жалоб, как таковых, долго не поступало. И лишь в последнее время, особенно в нынешнем году, их стало достаточно много.
В основном жалобы заключаются в следующем. В Чихачево уезжают люди и сразу начинают рвать социальные связи: с близкими, родственниками. Жены прекращают общаться с мужьями, остаются там жить.
На службе православных распределяют на две половины — с одной стороны стоят мужчины, с другой — женщины, но это не является грубым нарушением.
Прежде всего, неправильными были отношения отца Иоанникия с людьми.
Он представлял, что данное место — это монастырь, называя его Свято-Никольской обителью. Никогда там его не было!
Скит — это подворье монастыря. Никольский храм ни к какому монастырю не приписан. А люди приезжали туда, как в монастырь и трудились, думая, что трудятся как в скиту. На самом деле, они работали на частных хозяйствах для частных лиц. Налицо — обман людей. Это очень важный момент.
Во-вторых, у него было много нарушений в самом богослужении.
Иоанникий придумывал несуществующие требы. Например, заочные соборования или заочные отчитки, то, чего в церкви просто не бывает.
Соборование — это таинство церкви, проводится только в присутствии человека.
— Там маленькое село. Где же они жили?
— В самом храме, на полу, на матрацах. Конечно, отцу Иоанникию делались соответствующие замечания. Поскольку ему уже около 80 лет, мы старались пожилого священника вразумлять, что так поступать не надо. Но все прогрессировало дальше и дальше, в итоге, жалобы на его деятельность дошли до следственного комитета РФ.
Конкретно, был запрос от депутата Государственной Думы Евгения Марченко, по нему начали работать следователи СК, и московские, и ивановские.
В течение этого года в Чихачево четырежды выезжала комиссия от Кинешемской епархии. И поскольку Иоанникий не исправил нарушения в богослужебной части и в отношении с прихожанами, было принято решение передать дело в церковный суд Кинешемской епархии. На это время по протоколу он отстранен от служения в храме, и туда назначен новый священник.
Люди, которые продолжают там жить, совершают богослужения, но уже не храме, а в другом здании.
Дело в том, что церкви принадлежит только сам храм, а все остальное находится в собственности Ефименко.
— Отец Андрей, назовите факты, которые послужили поводом отстранения священника от службы.
— Дошло до того, что некоторые люди поклоняются его фотографиям, говорят, что они чудотворные, мироточат, и приводят это как пример святости при жизни.
Мне приходилось ездить туда по просьбе родственников несколько раз и даже вытаскивать оттуда их близких.
Некая пенсионерка из Алтайского края уехала в Чихачево, долгое время не возвращалась домой. Изредка выходила на связь с родственниками только с телефона некой монахини Анны, приближенной отца Иоанникия исключительно в ее присутствии.
Родственники обратились к нам в епархию через сайт и попросили туда съездить. Естественно, по благословению Владыки, епископа Кинешемской епархии Илариона.
Когда 1 сентября я приехал туда, то увидел эту женщину в крайней степени истощения. К тому же, она не принимала прописанные ей лекарства при хроническом заболевании. Она не раз хотела уехать оттуда домой, но по благословению батюшки. Но тот ее не отпускал.
После моего приезда через несколько дней, 8 сентября, ее все же вызволили оттуда, купили ей билет и посадили на поезд в Нижнем Новгороде. Она уже дома, звонила нам и очень благодарила за оказанную помощь.
— Наверное, немало там денег оставила?
— Конечно. Все требы там платные. И стоят они недешево. Документации по движению денежных средств на приходе нет. Поэтому неизвестно, куда шли деньги, и каким образом они тратились.
— Есть мнение, что в течение нескольких лет он вел незаконную деятельность, мол, все знали, но его не трогали, так как делился …
— Нет, это неправда, он платил епархиальные взносы, как и все. Конечно, сумма была больше, но не самая высокая в епархии. Самые большие взносы -в Кинешемских храмах, потому что туда ходит народу намного больше, и сумма пожертвований выше.
— Отец Андрей, как же обычному человеку разобраться, к тому ли священнику обратился, чтобы не попасть впросак?
— Очень просто. Лучшая «прививка» от такого обмана, мнимого старчества — нужно ходить и молиться в свой храм. Но если увидите, что в службе есть нарушения, то не молчите. При любых сомнениях нужно не бояться обращаться в ту епархию, куда вы приехали.
И прежде, чем поедете куда-то в другой храм, необходимо получить благословение от своего духовника. Если последнего нет, то – благословение священника своего прихода.
В Кинешемской епархии на все вопросы относительно деятельности отца Иоанникия мы писали, что благословения на посещение не даем.
Е. Малкова
Мнение богослова Андрея Кураева.
«Очень важно в этой истории, что отец Иоанникий — схимник, «человек, который вообще не должен выходить из своей кельи», «отказался от своей земной прописки во всех смыслах этого слова» и «не может быть по большому счету пастырем или священником». «Другое дело, что в последнее время степень «схимника» стала использоваться как звание генерал-полковника. Также было в случае с Сергием Романовым, и, похоже, что с этим батюшкой такая же ситуация», — говорит богослов. По словам Кураева, если епархия запретит чихачевского старца в служении, это уже будет немало. В переводе Иоанникия в дальний монастырь, в ссылку он не видит эффективности: «Для автобусов не имеет значения, куда ехать. Ну не ОМОН же вызывать. Надо дать людям право расплачиваться своей судьбой за свои ошибки, всех счастливыми насильно не сделать», — заключает Андрей Кураев.

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here