Наш маленький провинциальный город богат своей историей и всегда славился людьми, которые творили эту историю. Рассказы старожилов
дают богатую пищу к размышлению: как прожить свою жизнь, сделать ее счастливой, в чем найти свое призвание, а еще — чтобы было о чем вспомнить и рассказать своим внукам. Сегодня мы познакомимся с Лебедевой Лидией Николаевной, которая в марте будет праздновать 94-й день рождения,
41 год из которых отдан на благо здоровья детей Родниковского района.
Лидия Николаевна Лебедева родилась 27 марта 1924 г. Корни рода Лидии Николаевны уходят к селу Васильевское Шуйского района, недалеко от которого расположилась деревня с красивым названием Поречье на реке Матня. Это местечко недалеко от населенного пункта Мотово, где родниковцы частенько отдыхают летом. Река Матня раньше была широкой, глубиной в два человеческих роста. Она впадает в реку Люлех, а та – в Тезу. Родители маленькой Лиды впоследствии жили и работали в Родниках, но никогда не забывали родительский дом. Мама, Евдокия Ивановна Шимичева, работала в браковке и была активным профсоюзным работником, а папа, Николай Георгиевич Шимичев, был заведующим электроконтролем комбината «Большевик». Он знал все электросети комбината и вел монтаж в новых корпусах до войны.
Оказывается, раньше, в 40-50-х годах, у места современной проходной на территорию комбината располагался целый больничный городок. Тут была поликлиника с аптекой на углу, детская больница и консультация, роддом, а дальше, почти напротив Красной больницы, располагался дом врачей. Этой территории не хватало для всех нужд социальной сферы, да и город разрастался и строился.
Строительство жилья для рабочих комбината после 1-го Рабочего поселка было продолжено по Больничной улице. В 1930 году кооперативные квартиры в доме №15 рабочие выкупали у комбината с первым взносом и выплачивали затем ежемесячно определенную сумму. Комнаты в новостройках были большие, светлые, просторные, с высокими потолками, отдельным туалетом и общей кухней. Ванных комнат не было. Все ходили в баню. Семья Шимичевых также получила двухкомнатную квартиру. У каждого на кухне была своя плита. Топили плиты дровами, газ был подведен намного позднее при газификации города в самом конце 60-х. Чуть позже такого же типа дома были построены за безымянным ручьем у второй проходной комбината, а напротив них построили новый детдом (теперь это магазин «Кенгуру»). Один из жилых домов получил звучное название «горелый» из-за страшного пожара по вине одного из жильцов дома. Семья Лидии Николаевны жила в совмещении до 1972 года, а затем получила отдельное жилье (трехкомнатную квартиру) на улице Маяковского. Позднее обменяла жилье на большую площадь: (как шутили в семье) на три спальни и «красный уголок».
Родители Лидии Николаевны пользовались уважением на комбинате еще в 30-е годы. Николай Григорьевич был открытым и веселым человеком, большим тружеником.
В первые дни войны он ушел на фронт, погиб зимой и был похоронен в Ростовской области. 1 мая 1942 года семья Шимичевых получила извещение о его смерти. Мама Лидии Николаевны хранила ему верность всю жизнь, воспитала замечательную дочь. Юная Лидия отлично училась сначала в восьмилетней школе №3 (в этом здании теперь сеть магазинов), затем в средней школе №2 (здание уже разрушено). После школы Лида сразу без экзаменов поступила в Ивановский медицинский институт на отделение педиатрии. Все студенческие годы девушки пришлись на время войны. Общежитие на Садовой было старое, деревянное, без воды и туалета. Спасал лишь титан, где можно было взять горячий кипяток вместо чая. Стипендию в то время не платили. В первый, 1941 год, было очень голодно. Запасов питания в семье не было никаких. Если рабочим в Иванове давали карточки на хлеб, сахар и мясо, то студентам полагалось только 500 граммов хлеба в день! Мама собирала для дочери еду в кулечек и завязывала в платок на дорогу. Чтобы как-то выжить, женщины раскопали участок у железнодорожного полотна и выращивали там картошку. Удивительно, но на этих участках даже в тяжелое время урожай не воровали. Студенты голодали, но учились. Мединститут всегда был престижным ВУЗом области. В 1943 году Лидия вышла замуж, вскоре родилась дочка. Но счастье было недолгим, и брак распался. В 1947 году после окончания института молодой специалист, детский педиатр, Лидия Николаевна проходила практику в больницах областного центра. Позднее она была направлена на работу в Родники. Здесь Лидия вновь встретилась с замечательным пареньком из своей школы, своего класса, с которым сидела за одной партой много лет, Голубевым Геннадием (1924 г.р.).
Юноша в 17 лет ушел на войну, трижды был ранен и контужен, но вернулся домой живым. Геннадий Иванович попал в разведку. В дождь и снег он брал «языков», добывал важнейшие сведения о намерениях, передвижениях и наступлениях врага. Однажды разведчики сбили военного связиста с документами и взяли его в плен. Их начали преследовать с собаками и загнали в болото. Почти три дня разведчики стояли в воде по самую макушку. Документы были привязаны фрицу на голову, чтобы не промокли. И только когда немцы не выдержали и ушли, добрались до своей части. После окончания Великой Отечественной войны паренек приехал домой только в 1947 году. Молодые и боевые ребята восстанавливали разрушенные города. Разруха задержала Геннадия в Смоленске. Он даже привозил позднее в Смоленск жену Лидию, чтобы показать ей тот единственный уцелевший во время войны дом, оставшийся памятником в 1945 от цветущего когда-то города. Смоленск был поднят из руин и практически построен заново.
Военные годы не прошли даром, ведь лежа на снегу, переплывая холодные реки, юноша потихоньку терял здоровье и силы. С годами Геннадия стали мучить приступы кашля. Врачи лечили его от простуды, посылали в санатории, но обследование в Ивановской областной больнице показало, что у ветерана обструкция легких. Даже получив первую группу инвалидности, Геннадий жил, благодаря огромной силе воли к жизни. Умер ветеран 1 мая 1983 года. Память о нем семья бережет свято и хранит для потомков.
После института в 1947 году Лидия Николаевна работала детским врачом в яслях № 1 у Церковного пруда. Затем в 1950 году ее назначили заведующей санаторных детских яслей (позднее – ясли №7), стоявших на месте современного поселка Гагарина. Хозяйственная и оздоровительная работа требовала много времени, сил и внимания. Многие удивлялись, как такая хрупкая женщина весом в 56 кг может нести огромные нагрузки руководителя. Лидия Николаевна сплотила весь коллектив в дошкольном учреждении. Здесь выхаживали детей после тяжелых болезней. В тот период два года подряд в начале 50-х случилась большая засуха. Колхозы остались без урожаев, колхозники без трудодней. Люди на селе сильно голодали. Детей привозили в город с анорексией, когда малыши уже не могли есть самостоятельно. По договору с роддомом детсад получал грудное молоко, которым помаленьку поили детей, спасая их от смерти. Детям переливали кровь и плазму. Главная задача дошкольного учреждения на тот период была в организации здорового питания и лечения детей. Были дети, которые не могли сидеть даже в три года и не говорили. Коллектив дошкольного учреждения делал все возможное, чтобы дети поправлялись и соответствовали в развитии своим сверстникам. В 1957 году Лидию Николаевну перевели в роддом, как знающего педиатра. Возглавляла в то время районную больницу З.В. Сюхина – врач с богатой практикой и опытом. Замечательным детским терапевтом того времени была Н.Д. Соловьева. С большим уважением Лидия Николаевна вспоминает врачей А.Д. Зименкова, Н.К. Цветкову, А.Ф. Шарову, молодого детского врача-хирурга В.Я. Мамента.
Из истории здравоохранения города мы знаем, что первым главным врачом Красной больницы был Д.А. Булашевич — опытный врач-диагност. В 1927 году руководство принял М.И. Стефановский, управлявший больницей до конца 1940-х. В послевоенный период главными врачами больницы являлись доктор А.И. Адамян, З.В. Сюхина, А.Д. Зименков, В.А. Кротков, К.Г. Филатова. Их коллегами были известные врачи Н.К. Сакин, Н.И. Орлов, Г.И. Садовников, О.А. Настюкова, Б.Г. Шутан, врач ЛОР — чех Армин Натанович, А.А Салеев. Эта золотая интеллигенция была элитой города, великолепными специалистами и душевными людьми. Именно в этот коллектив медицинских работников пришла работать Лидия Николаевна.
24 года отработала она в родильном доме, более 1/4 малышей города прошли через ее заботливые руки. Заведующие Г.Н. Осипова и А.Ф. Шарова были очень требовательными к порядку в роддоме. В то время в палатах вместо 14 детей было по 20-27 малышей. У медицинского персонала к концу смены «отваливались руки». И сравните сегодня: 3-7 новорожденных в неделю с целого района. Вот это статистика и показатель жизни населения, когда никто не голодает, но рожать не хочет, чтобы не плодить нищету из-за неуверенности в завтрашнем дне!!!
Целые приключенческие истории поведала Лидия Николаевна о рождении некоторых родниковцев. То у строителей в каптерке женщина родила, и мужчины не знали, что делать. То под ивами в проулке у Железнодорожных улиц пришлось принимать роды прямо под дождем, когда санитарки держали клеенку над головами врача и женщины. В другой раз новорожденного ребенка забирали с кучи угля на лесоторговом складе у озера. Черного как арапчонка, малыша еле отмыли в роддоме от мелкой и колючей угольной пыли. Эта работа была самой беспокойной и ненормированной по времени. Лидия Николаевна вспоминает, как однажды, едва придя домой и решив помыть окна, услышала требовательный звонок. Открыв дверь, она увидела водителя «скорой помощи», который всякий раз галантным наклоном с реверансом мушкетера приглашал ее проехать на вызов. Стационарных телефонов тогда еще не было. Один раз врача увезли прямо из колонны на демонстрации. И это не считая ночных и праздничных дежурств, за которые в то время не доплачивали.
Уже на пенсии, в 1979 году, Лидия Николаевна продолжала работать педиатром в детской консультации и обслуживала детей на больших участках города. В 1988 году она работала по приглашению в профилактории «Орбита», где в то время были летние городские лагеря. Общий стаж детского врача составляет 41 год. Лидия Николаевна награждена медалью «Ветеран труда», правительственной медалью «За трудовое отличие» и медалью «Ветеран войны».
93 года – почетный возраст! Восхищаюсь великолепной памятью Лидии Николаевны, умением рассуждать, понимать и правильно оценивать современную обстановку в стране. Рассказывая о своей жизни, каждый человек переживает памятные ее моменты, вспоминает дорогих людей и коллег, которых уже нет рядом, а мы находим тот исторический материал, который уже невозможно увидеть, но необходимо сохранить как память и накопленный опыт для будущих поколений.
Здоровья Вам, Лидия Николаевна, внимания и заботы близких!
Л.Котова